Аркадий Галкин: «Моя душа осталась в России»

Аркадий Галкин: «Моя душа осталась в России»
Аркадий Галкин - личность в Ухте известная, особенно среди геологов со стажем. В 2001 году в 66-летнем возрасте он переехал на постоянное местожительство в Германию.... 


Галкины: исход

Первые представители многочисленного семейства Галкиных перебрались в ФРГ задолго до отъезда самого Аркадия Ильича. Более 15 лет назад из Риги в поисках лучшей доли туда уехали мама и сестра нашего героя.

В то время Германия принимала выходцев из бывшего Союза и беженцев из Югославии охотно, а численность турецкой диаспоры уже тогда превышала три миллиона человек. Галкинские «первые ласточки» поселились в трехкомнатной квартире в уютном районе бывшей столицы ФРГ Бонна. 
Социальная защищенность переселенцев в Германии высока. Немецкий социал берет на себя все заботы: оплату жилья, лечение (включая любые самые дорогостоящие операции) и пособие, обеспечивающее вполне сносный уровень жизни. 

Затем исход Галкиных продолжила младшая дочь с мужем и сыном. Дочерям было тогда нелегко: нормального жилья ни у кого из них не было. И зарплата едва обеспечивала скудное существование. Выручала помощь работающих пенсионеров - Аркадия Ильича и его супруги Любови Васильевны. 
«Вслед за самыми храбрыми - мамой, сестрой и дочкой – решились и мы», - вспоминает Аркадий Ильич. 5 декабря 2001 года он, Любовь Васильевна, семья старшей дочери и собака Умка на удобном и полупустом автобусе от стоянки близ немецкого посольства в Москве выехали в Германию. Чтобы быть всем вместе, поселились тоже в Бонне. Квартиры переселенцам (как, впрочем, и социальщикам-гражданам Германии) выделяются исходя из норм: 45 квадратных метров одному человеку или главе семьи и плюс пятнадцать каждому следующему. Разумеется, не в самых престижных районах, порой и в стареньких домах, запредельного по европейским стандартам возраста - более полувека. 

Последними пересекли границу средняя дочь с сыном. И все воссоединились в Бонне.


Первые впечатления

По словам Галкина, первое, что бросилось в глаза в Германии, ухоженность страны. Немцы вообще славятся своим аккуратизмом. Разбитые дороги и тротуары надо еще долго поискать, облупившаяся краска или штукатурка на домах - тоже большая редкость. «Это вообще немыслимо: хозяин дома либо фирма-владелец просто обязаны содержать дом в порядке. А так как немцы очень законопослушны, то они неукоснительно следуют этому правилу. То тут, то там на улицах ежегодно появляются строительные леса, а на них — штукатуры и маляры. Нередко перебирают трамвайные пути, не ждут их полного износа. А вместе с ними меняют булыжник или плитку возле рельсов, заодно и асфальт. Немцы вообще не ждут аварий, стараются их предотвратить. Например, каждый год из обслуживающих коммунальных компаний домовладельцам приходят письма примерно такого содержания: «Сего числа в такое-то время будут обследоваться двери и окна (газ, электричество, краны). Будьте дома либо сообщите удобный для вас другой день и час», - рассказывает Аркадий Ильич. 

По его мнению, основным девизом жизни в Германии является лозунг «Никакого застоя, все новое!». «Купи новую одежду и обувь! А старую, если она еще приличная, не выбрасывай, а положи в специальный контейнер для нуждающихся в твоей помощи», «Съешь этот гамбургер, он почти без жира! Ты потолстел? Тогда срочно купи новое средство для похудения!» - такие призывы висят на улицах всех немецких городов, звучат на всех телеканалах. 


Работа для эмигрантов

По словам Галкина, те молодые люди, которые приехали в Германию из других стран лет 15-20 назад, при желании легко могли найти для себя приличную работу либо открыть свое, пусть и небольшое, дело. Сейчас с этим стало похуже: несколько лет назад безработица в Германии составляла 11-11,5%. Правда, как считает Аркадий Ильич, в последнее время она несколько снизилась, но все еще достигает цифры три миллиона человек (7% трудоспособного населения страны). 

Чтобы гарантированно не пополнить ряды безработных, в первую очередь необходимо овладеть немецким языком. При этом не помешает знание других, в том числе русского. Очень важно образование. Российские дипломы проходят строгую проверку. Скажем, диплом экономиста, изучавшего в советском вузе плановую социалистическую экономику, в Германии не действителен. Врачи сдают экзамены на немецком языке по соответствующим специальностям, после чего проходят практику в клиниках или общественных больницах. 

А эмигрантов без образования (или с ним), но не нашедших работу по специальности, отправляют на общественно полезный труд: в мастерские, магазины, на уборку газонов... У них неполная рабочая неделя (на одном месте по полдня могут работать и два человека). Эту работу называют «айн ойро джоб» (в переводе с немецко-английского означает «работа за один евро»): человек получает 1 евро в час, в месяц набегает 100-120 «европейских рублей». Кроме того, сохраняются все положенные ему социальные льготы: оплата квартиры, медицинской страховки и 300-350 евро наличными. «В принципе, не так уж и плохо! - убежден Аркадий Ильич. - А заработанную сотню можно откладывать на собственные нужды». 


«Русская» Германия

Бонн - город университетский, крупный культурный центр ФРГ. Здесь продаются практически все центральные российские газеты, местный еженедельник «Европа-Экспресс» и региональные издания немецких земель (земля - аналог нашего субъекта федерации: республики или области). Все издания на русском языке. Кроме этого, есть две русские библиотеки с довольно широким выбором книг. 

Большинство родных и знакомых Аркадия Ильича смотрит российское телевидение. Правда, по его словам, некоторые переселенцы, желая побыстрее выучить немецкий язык, русские каналы не подключают. И все же русская речь на улицах, в магазинах и автобусах отнюдь не редкость.

Что же касается нашего героя, то он и в Германии занимается любимым делом, которому отдал более 40 лет - историей нефтегазовой геологии в России. Готовит к печати брошюры и книги, которые затем привозит в Ухту и презентует в геологических организациях, библиотеках и музеях. 

Два года назад Аркадий Ильич пережил страшное горе - смерть любимой жены и соратника Любови Васильевны. Но сегодня 75-летний Галкин по-прежнему бодр и энергичен, вынашивает дальнейшие творческие планы, кои надеется претворить в жизнь. «В Германии находится лишь мое бренное тело. А душа навсегда осталась в России, в родном для всей нашей семьи крае, где прошла большая часть моей и Любы сознательной и счастливой жизни», - сказал на прощание наш земляк. И добавил: «Только никогда не пишите бывший земляк. Я остаюсь ухтинцем».

***В ближайшее время в Кировскую типографию будет сдана в печать книга «История геологии нефти и газа в России: изученность и проблемы» - совместный труд супругов Галкиных. Ухто-Печорский «Мемориал» просит всех заинтересованных читателей оказать поддержку этому изданию. Будущую и уже изданные «Мемориалом» книги и брошюры можно заказать по адресу: Kceniy2007@yandex.ru и получить в «Мемориале» по адресу: г. Ухта, ул. Мира, д.5 (в помещении библиотеки) с 15 сентября этого года. 

***Аркадий Ильич Галкин - кандидат геолого-минералогических наук, автор нескольких десятков статей по геологии и нефтегазоносности Тимано-Печорской провинции, по истории геологических исследований нашего края и двух монографий: о выдающемся геологе Иване Стрижове и партийном функционере в геологии Иване Губкине. Один из учредителей Ухто-Печорского «Мемориала», в 90-е годы возглавлял эту организацию. 

Олег Евлампиев  evlampiev@nepsite.ru
Фото из архива героя публикации.



Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам