Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Ухтинская "змейка" - первая в мире

Ухтинская "змейка" - первая в мире
Если едешь из города в аэропорт, то где то на полпути, справа, недалеко от дороги стоит памятная стела. Установлена она в 1981 году (фото на анонсе), на табличке надпись «Газопровод ВОЙВОЖ-УХТА, памятник науки и техники, первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод».

Начало строительству этого первого в мировой практике подвесного надземного магистрального газопровода на деревянных опорах было положено в 1946 г., в соответствии с решением Правительства за №1187.

Но сначала краткий экскурс в историю. Первое газовое месторождение в Коми АССР – Седъёльское, расположенное к юго-востоку от Ухты, было открыто в 1935г, а в 1942 г. началась его промышленная разработка. Именно здесь возник первый в Советском Союзе газовый промысел. Позднее в этом районе открыт ряд других газовых месторождений: в 1943 г. – Войвожское, а в 1945 г. – Нибельское. К этому времени важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа.

До открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т.п.).

Газ был остро необходим Ижемским заводам термической сажи и тепловой электрической станции г.Ухты. Тут то и возникла потребность строительства газопровода.

Необходимо отметить, что газотранспортная система в СССР в то время находилась в зачаточном состоянии, большого опыта строительства газопроводов не было.

К 1940 г. в стране насчитывалось всего 325 км действующих газовых магистралей местного значения. Но, как говорили тогда - для советских людей нет таких преград, которые они не смогли бы преодолеть, а всесильный ГУЛАГ, тем более, мог всё.

Так, для выполнения этой задачи, были привлечены все силы Ухтижемлага, в том числе и специалисты, волею судьбы, оказавшиеся за колючей проволокой: Антон Викторович Булгаков, Сергей Иванович Новопавловский и Кирилл Александрович Веревкин.

О них-то я и хочу рассказать.

Антон Викторович Булгаков (фото1) родился 2 августа 1879 г. в с. Сабовка Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. После учебы на механическом отделении Морского инженерного училища им. Императора Николая I начал военную службу в Лазаревском адмиралтействе (судоремонтный завод) в Севастополе.

Параллельно с военной службой активно интересовался политикой. В 1902 г. вступил в партию эсеров (социалистов-революционеров). В 1906 г. - первый арест и увольнение с воинской службы. После начала Первой мировой войны вернулся на флот, был главным механиком военного порта в Батуме. В 1922 проходил по делу закавказских эсеров, но был оправдан.

Тогда же возглавил Техбюро "Азнефти", затем Бюро по проектированию нефтепровода Баку – Батум, с 1925 – главный инженер «Азнефтестроя». Арестован в 1930, осужден на 10 лет заключения. Был отправлен на строительство нефтепровода Гурьев – Орск, затем освобожден и направлен для работы в трест "Нефтепроект", был главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. В 1938 опять вспомнили о его эсеровском прошлом, он повторно арестован и осужден на 5 лет. Но А.В. Булгаков не стал обычным заключенным на лесоповале, его инженерные знания и опыт были востребованы в ГУЛАГе на пользу Родине.

До 1941 г. он занимался проектно-сметным делом в Управлении Красноярского лагеря в г. Канске, а затем, 20 апреля 1943 г. возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17 – Газопромысла Ухтижемлага.

Сергей Иванович Новопавловский (фото2) родился 13 ноября 1909г. в с.Курлак, Аннинского р-на, Воронежской обл.

После окончания школы поступил в институт. В северные лагеря Новопавловского привёл тот же путь, что и многих других его современников: пресловутая 58-я статья. Срок он получил в 1935 г. за «агитацию против советской власти». Не «шпионаж», конечно, но неосторожный обмен мнениями в связи с убийством Кирова стоил студенту Воронежского инженерно-строительного института, как раз готовившегося в то время к защите дипломного проекта, десяти лет лагерей.

Отбыв несколько лет в Волголаге, Новопавловский был этапирован в Ухтижемлаг. Так он попал в состав инженерной команды проектировавшей газопровод Войвож – Ухта.

Кирилл Александрович Верёвкин (фото3), происхождением из княжеского рода Верёвкиных, родился в 1902г. в Санкт-Петербурге. Окончил гимназию, с 1919г. — учился в Институте инженеров путей сообщения в Петрограде; с 1924г. — после окончания института, работал в Питере инженером. 24 апреля 1924г. был арестован, с братом, как «участник контрреволюционной организации» и отправлен на три года в ссылку в Сургут. После освобождения жил и работал в Перми, Хабаровске.

В 1934 году вернулся в Ленинград. 5 марта 1935г. — снова арестован по групповому делу, приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в Ухтпечлаг, куда прибыл в сентябре 1936 г.

Вот как вспоминал о нем Олег Васильевич Волков в своей книге «Погружение во тьму»: «Ведущим инженером отдела был Кирилл Александрович Веревкин. С ним нас сближали общие воспоминания о Санкт-Петербурге. В лагере Кирилл Александрович оставался тем же суховатым петербуржцем, холодно-вежливым, корректным, не допускавшим и тени фамильярности в обращении. Он и в Ухтинских лагерях не расстался с галстуком и старенькой пиджачной парой». А работал Кирилл Александрович инженером-проектировщиком в проектном бюро Нефтешахты №1.

Но вернемся к газопроводу.1 июля 1946 г. А.В.Булгакова утвердили главным инженером проекта газопровода Войвож – Ухта. Разработку основных конструкций сооружения поручили С.И. Новопавловскому, а прочностные и газодинамические расчеты К.А. Веревкину. Опыта прокладки в СССР не было. Сегодня уже трудно сказать, кому из этих троих пришла в голову идея выполнить прокладку газопровода надземно.

А идея была такова: газопровод диаметром 325мм подвешивается к деревянным опорам на высоте 1,2м от земли. В плане газопровод прокладывается в виде «змейки», что позволяет ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций. В местах перелома угол принимается около 23°, а на пересечениях с дорогами газопровод изгибается в вертикальной плоскости для создания требуемых габаритов.

Всё гениально просто, оставалось только воплотить эту идею в жизнь. Работа на трассе газопровода закипела. Начальником строительства был назначен Александр Макарович Сиротко. Газопровод варили из отечественной трубы и труб Витковицкого металлургического завода в Чехословакии. Через два года ударного строительства, силами заключенных, 10 июля 1948г., газопровод Войвож-Ухта диаметром 325мм, протяженностью 102,3км был пущен в эксплуатацию. 12 февраля 1951г.

А.В. Булгаков, С.И. Новопавловский и К.А. Веревкин получили авторскоесвидетельство №92013 на изобретение «Надземный трубопровод». (Фото 4)

Необходимость газификации Ухтинского района потребовала строительства ещё одной магистрали от Войвожского газового месторождения. В 1959 г. параллельно первой нитке магистрального газопровода 325 мм была построена вторая, диаметром 426 мм, рассчитанная на высокое, до 5 Мпа, давление.

Конструктивная схема надземной прокладки второй нитки полностью соответствовала ранее утверждённым проектным решениям по первой нитке. Общая длина построенных под Ухтой подвесных магистральных и промысловых газопроводов составила около 300 км. В феврале 1957 г. Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и особенно в Сибири и на Дальнем Востоке».

Опираясь на Ухтинский опыт эксплуатации надземных газопроводов, аналогичные системы затем были построены в Якутии, Канаде и США. Посмотрите на фотографию, этот Трансаляскинский трубопровод ничего вам не напоминает? (Фото 5)

Макет замечательного инженерного сооружения – газопровода Войвож-Ухта, можно посмотреть в экспозиции комплекса выставочных залов ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Ухте. (Фото 6

После завершения строительства газопровода Войвож–Ухта А. В. Булгаков возглавил газовую инспекцию Ухтнефтекомбината, работал старшим инженером в Проектноизыскательской конторе.

В 1955 г. перебрался в Москву, в Гипроспецнефть Миннефтегазстроя СССР,где работал над усовершенствованием техники прокладки трубопроводов. Антон Викторович прожил долгую жизнь и умер 2 февраля 1972 года в Москве. Реабилитирован.

С.В.Новопавловский все последующие годы работал в качестве рядового проектировщика в ПечорНИПИнефть, на его глазах выросшем из небольшого отдела Ухтокомбината в солидный научный и проектный институт, а последние годы жизни (он продолжал работать до 85 лет!) занимался проектированием коммунальных объектов и технических сооружений. Скончался 2 октября 1996г. Реабилитирован 27 октября 1959г.

Кирилл Александрович Веревкин с ноября 1945г. до 1957г. — после освобождения, работал старшим инженером строительного отделения. В 1970 — главный специалист технического отдела ПечорНИПИнефть, в 1971 — вышел на пенсию. Умер в 1977году, похоронен в Ухте. Реабилитирован.

 

Владимир Гирин


Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам