Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

БЫЛА ЗАЛОЖЕНА КУЛЬТУРА...

БЫЛА ЗАЛОЖЕНА КУЛЬТУРА...
...Мы - дети Казахстана, ведь наш отец репрессирован, он - офицер Белой Гвардии, честно служил, не предал Родину. Наш старший брат Ростислав, кстати, написал об этом великолепную книгу воспоминаний... Репрессированных раньше называли «карагандинские дети». В Джезказгане и я, и Олег родились. А потом, когда стало в стране плохо с офицерами, вспомнили про отца, и он готовил офицеров запаса. В 1951 году наша семья переехала в Саратов. Папа получил сюда направление. Но он был серьезно болен, лежал в саратовском госпитале, и в 1953 году мы папу потеряли. Остались мама, бабушка, Олег Иванович и я. Своего жилья не было, обитали у родственников, а потом мама получила 15-метровую комнатку. Но и в таких условиях бабушка пыталась с нами разговаривать по-французски.

Мама с папой имели большую библиотеку, очень много книг, и бабушка с детства нас приучила читать, а уж потом и театром торкнуло! Вообще-то меня больше к технике тянуло, а Олег не технарь... Мы ведь остались без отца, и мне пришлось и дрова рубить, и печку топить дровами, углем, шелухой от семечек. И гвозди прибивать, чинить что-то в доме. Мы сами стирали, обувь себе ремонтировали. А вот Олег мог пойти в магазин, выбрать мясо, на рынке купить рыбу, хорошую, свежую, вкусную, а потом еще сам и готовил. Одно из любимых блюд - жаркое с томатом. А еще - рыба, мы же - волжане! Даже рыбные шашлыки делали. Но детство у нас было тяжелое, а временами - просто голодное. Иной раз мама приходит, а кушать-то и нечего. «Кока, кушать хочу!» - просил маленький Олежек.

А еще у нас был сосед дядя Ваня, танкист с изуродованным лицом. Он меня научил топор держать, и плоскогубцы, и ножовку, правда, матом ругался... Олежка маленький, бабушка старенькая, а холодно, и кому-то надо дрова нарубить... Мы жили рядом Администрацией Кировского района, между улиц Максима Горького и Вольской. И надо было два раза в день добежать до Вольской и принести из колонки два ведра воды, а то и больше. Но и успевали с ребятами пошкодить, поиграть, как-то умели распределять время.

Мама, Марина Ивановна - сильная женщина была. Остаться без квартиры, без работы!... А потом она устроилась на завод «Контакт», приходилось ездить через весь город. Мать вставала в пять утра, сначала ехала на трамвае, а дальше надо было идти пешком, а оттуда возвратиться с куском хлеба. Жизнь была тяжелая, но мать нашла силу воли, она и себя держала, и нас заставила. А бабушка помогала по хозяйству, готовила... Мама очень просто одевалась, но мы всегда были опрятны. Работала она до 77 лет. Подарить ей подарок было очень трудно - никогда не возьмет, хотя сама всех накормит, напоит и спать уложит. Но принять подарок не хотела, даже до скандала доходило! Только один Олег умел ее уговорить. Приезжает: «Мамулька, я только что из Франции, с подарком! Людиной маме и тебе - по шарфу». Но если у нее вещь вдруг окажется лучше, то она обязательно поменяется.

Хулиганили конечно! Мальчишками и по заборам лазали, и кино смотрели бесплатно. Мы со двора через сараи пробирались по трубе к окну, и через него смотрели кино. По очереди. Одна тройка посмотрит первую часть, за ними следующая тройка лезет. И в ТЮЗ проникали, чтоб на спектакль попасть без билета. Это - самая интересная вещь - проскочить мимо сидевшего там пожарника! А еще раньше печки были, так мы через трубы умудрялись проскользнуть, через подвалы, даже подкопы делали. Нас ловили и выкидывали. Бывало, и подпопники получали! Но все равно лезли в ТЮЗ. Просили зрителей: «Дядя, спрячь!» и хоронились под сиденьями. Всякие игры были, и дурные, и умные... А еще в синагогу лазали. Там была сирень хорошая! Мы туда пробирались через сарай и большую собаку, и рвали там сирень для учительниц к последнему звонку.

Главная страсть Олега в детстве - это футбол! Он играл с мальчишками в детской команде, был вратарем. А еще с братом часто случалась невезуха! Раз я махнул в воздух крышку от консервной банки, она полетела и рикошетом Олегу угодила прямо в лоб. А однажды папа привез нам два игрушечных пистолета ТТ, я вставил в него гвоздь и выстрелил и попал в Олега! У него шла кровь, я плакал, а папа дал мне за это по попке... А как-то Олег пришел домой с перевязанной головой и «успокоил» маму: «Да вот, шел мимо школы, и сверху железо упало!» А я в тот день сидел на трибуне и сказал маме: «Да с какой крыши? Ты где был? На воротах стоял! Мама, ему по башке бутсой стукнули!» Не мог он предать друга, настучать, отец сидел три раза. Олега потом потащили в санчасть, а он удрал оттуда с другого выхода.

В Саратове Олег закончил семилетку, школу № 67. Учился он хорошо, легко ему это давалось. Отличником он не был, хотя совершенно спокойно мог бы дойти до «золотой медали». Ему как-то все легко давалось, но в основном, конечно, это - литература, история, географию он любил... Читал много, классная руководитель у него была женщина мудрая, интересная и вот она их приучила, в кружках занимался. Потом бегали во Дворец пионеров, в тот самый, где и Олег Табаков занимался, но это было чуть раньше. В литературном кружке какие-то стишки писал, читал... А уже получать среднее образование мы Олега отправили в Минск, к старшему брату.

Как все дети, шкодили, конечно, но он имел какие-то рамки. Была все-таки мамой и папой была заложена культура, и она давала о себе знать. Хотя я тоже хулиган был, по тем временам, но таких каких-то особых выпадов не было. Обидеть девочку или подраться так, чтобы все напали на одного и начали бить - раньше не было такого. Мы выясняли отношения один на один, до первой крови. Если ты упал, не дай бог, кто-то тебя стукнет... Стыдно было! То же самое, если ты девочку не проводил, это считалось плохо.

Потом с Олегом началась проблемы из-за футбола и мальчишек: на тренировки сбегал со школы, пропускал занятия, мы переживали... Ну я и сказал: «Мама, надо в Минск его отправлять!» Она у нас тяжело болела, было тяжеловато, и чтобы на улице не испортился, старший брат забрал его в Минск, и Олежка закончил там школу.

Николай Янковский, брат Олега Янковского

Пояснение к фото: "Наша мама мечтала о девочке, — вспоминал старший брат Олега, Ростислав Янковский, — а родился Олежка. Мама ему в детстве завязывала бантик на голове. И тот не сопротивлялся»
Источник: vk.com/teatr_v_spb

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам