ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА

ИСТОРИЯ ОДНОГО ФИЛЬМА
Несколько лет назад картина отметила юбилей - 30 лет со дня выхода на экраны. Случилось это 20 ноября 1988 года. Одноименная повесть, по которой снята лента, была написана Михаилом Булгаковым в 1925 году, но так как выпустить книгу в Советском Союзе из-за ее ярко выраженной сатирической направленности, было невозможно, она распространялась в самиздате.

Впервые повесть была напечатана за рубежом в 1968 году, а в нашей стране она увидела свет лишь во время перестройки. Публикация «Собачьего сердца» состоялась в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год.

Именно благодаря той публикации и появился фильм. Режиссер Сергей Микаэлян, возглавлявший тогда телевизионное отделение «Ленфильма», встретив как-то в коридоре киностудии Владимира Бортко дал ему журнал с повестью и попросил обязательно обратить на нее внимание.

Что Бортко и сделал. Дочитав до середины, он точно понял, что будет снимать этот фильм и именно в черно-белом варианте. Но позже он решил использовать для камеры фильтр «Сепия», чтобы стилизовать его под кино 30-х годов. Позже он также использовал этот прием в фильмах «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

Кстати, фильм Владимира Бортко - это вторая экранизация повести Булгакова. Первый фильм был снят в 1976 году в Италии. Его поставил Альберто Латтуада, а роль профессора Преображенского исполнил Макс фон Зюдов.

Бортко решил не останавливаться только на повести «Собачье сердце» и позаимствовал некоторые элементы из других произведений Булгакова. К примеру, профессор Персиков, которого Преображенский пригласил осмотреть Шарика, был главным героем повести «Роковые яйца».

А дворник, прочитавший два тома словаря Брокгауза и Эфрона, взят из рассказа «Самоцветный быт». Также известная сцена, в которой новорожденным дают имя Роза и Клара, взята из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а соседи профессора, вызывающие дух императора — из рассказа «Спиритический сеанс».

Как только закончили сценарий тут же приступили к отбору актеров. Сейчас уже трудно себе представить, другого профессора Преображенского кроме невероятного Евгения Евстигнеева. Однако пробовались на эту роль сразу несколько признанных мэтров советского кинематографа – Юрий Яковлев, Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Владислав Стржельчик.

Но Евгений Александрович Евстигнеев был настолько органичен в роли Филиппа Филипповича, что выбор был предопределен. Эта работа безусловно стала одной из лучших в его кинокарьере.

Сын актера, известный оператор, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».

Из восьмерых кандидатов на роль Шарикова, среди которых было много известных артистов, в частности на роль пробовались Николай Караченцов и Алексей Жарков, Владимир Бортко остановил свой выбор на не известном широкому зрителю актере Алма-Атинского Русского театра драмы Владимире Толоконникове.

На пробах Толоконников играл сцену за ужином, когда Шариков произносит свою ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Желаю, чтобы все!». Артист произнес тост и выпил так убедительно, что у режиссера исчезли всякие сомнения по поводу кандидатуры на роль Полиграфа Полиграфовича: «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь».

На роль Швондера вместе с Романом Карцевым пробовался известный комедийный актер Семен Фарада. Эта роль, пожалуй, для Карцева
стала единственной в кинематографе, по которой его будет помнить несколько поколений.

Фигура Швондера не является главной, однако ее запомнили наряду с Шариковым. Карцеву удалось безупречно воплотить функционера нового строя, который одновременно был и забавным и страшным.

В дальнейшем Карцев появился у великого режиссера Эльдара Рязанова в картинах «Небеса Обетованные» и «Старые клячи», однако такого успеха эти ленты ему уже не принесли.

Роль собаки Шарика также потребовала внушительного кастинга – было отсмотрено 20 претендентов. В итоге была выбрана дворняжка по кличке Карай. Ранее пес участия в съемках никогда не принимал. Он состоял на службе в милиции, а к началу съёмок на счету у дворняги было 38 задержаний.

Также в фильме снялись, как в крупных, так и в эпизодических ролях, — Нина Русланова, Борис Плотников, Ольга Мелихова, Анжелика Неволина, Сергей Филиппов, Валентина Ковель и другие. Благодаря мастерству артистов на экране удалось настолько ярко воплотить образы персонажей, что фильм до сих пор по праву считается лучшей экранизацией булгаковской прозы.

Этому успеху, безусловно, способствовали и режиссерский талант Владимира Бортко, и высокий профессионализм оператора Юрия Шайгарданова, и мастерство художников-декораторов, костюмеров и гримеров, работавших над фильмом, и музыкальные номера, созданные композитором Владимиром Дашкевичем и поэтом Юлием Кимом.

Сразу после выхода на экран фильм жестко раскритиковали и рекомендовали ни в коем случае не смотреть его. Тем не менее фильм "Собачье сердце" в 1989 году был удостоен приза «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в Душанбе и в Перудже.

А в 1990 году режиссер картины Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев, исполнивший роль профессора Преображенского, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Однако главной наградой для создателей фильма стала огромная любовь зрителей. Спустя годы картина вошла в золотой фонд советского кинематографа.
Источник: vk.com/teatr_v_spb

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам