Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

«МЕРТВОРОЖДЕННЫЙ» ДОЛГОЖИТЕЛЬ "И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ".

«МЕРТВОРОЖДЕННЫЙ» ДОЛГОЖИТЕЛЬ "И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ".
В девяностых мне довелось поговорить с ветераном Великой Отечественной войны усть-цилёмом Степаном Сергеевичем Чупровым. Тот разговор оставил неизгладимый след в памяти. И пусть прошло тридцать лет, и пусть моя статья публиковалась в «Красной Печоре», но память вновь и вновь возвращает меня к разговору с фронтовиком.

Про войну он почти не говорил, не хотел вспоминать, но история его жизни заслуживает внимания.
Он родился еще до революции, его отец был неграмотным, поэтому попросил грамотного человека сходить в церковь и записать сына в метрические данные.
- А за то, чтобы он записал, надо было чо ле ему дать (заплатить), а у отца-то ничо не было, поэтому он сказал, что осенью с нового урожая долг отдаст, - рассказывал Степан Сергеевич.
Грамотный в церковь сходил, записал. Осенью отец расплатился. Жил себе Степан, рос, пока не пришла пора в армию идти. И вот тут-то и выяснилось, что грамотный мужик записал Степана в церкви как… мертворожденного.

Отслужил Степан, женился, пятерых детей с женой родили… Так уж получилось, что он овдовел. Детей растить надо, женился во второй раз перед самой войной. Призвали Степана на войну, а новая жена отказалась оставаться с пятью по сути чужими ей детьми. Детей родственники разобрали по семьям, а Степан ушел воевать. Войну закончил в Берлине.
- Дали нам объект охранять – винным погребком оказался. Ну, нам за победу-то как не выпить? А командирот у нас сибиряк был, беда смирёной мужик. И говорит нам: «Ребята, много-то не пейте, пусть нас тут не убьют после победы-то!»
- Степан Сергеевич, - спрашиваю я его, - всё-таки весна была, война закончилась, все вы молодые были, да и немок молодых много было… Кадрили вы там девок-то?
- Голодали они там, война ведь. Мы их подкармливали, все же солдатский-то паёк нам давали. Ну, мы им давали, и они нам давали…
(После публикации этого разговора встретила на улице Татьяну Степановну. Смеётся: «Я говорю папе: «Нас десятерых сробил, дак еще где ле по свету натру́сил!»)
Вернулся Степан с войны, собрал своих детей в кучу и снова женился. И еще пятеро детей появилось в семье Чупровых.
После войны рассусоливать было некогда. Нужно было восстанавливать страну, мужиков не хватало. Фронтовиков назначали на руководящие должности.

Рассказал Степан Сергеевич такой эпизод из своей жизни.
В бытность работы руководителем жилкомхоза отправился он в Сыктывкар, чтобы в министерстве трубы для отопления выбить. Пришел в министерство и видит два кабинета – зам. министра и министр. Тогда подумалось Степану: «Зачем мне зам? Пойду к министру».
От министра ушел на склад за трубами. Когда привез их в Усть-Цильму (тогда нужно было возить ж/д транспортом до Печоры, а потом рекой), выяснилось, что Степана с должности сняли, потому что сначала надо было к заму зайти, а потом уж к министру…
«И назначили меня начальником пожарки, - рассказывает Степан Сергеевич. – Стал я читать журнал «Пожарно дело». Каких токо там машин пожарных нету! Сел и написал им письмо – каки у нас дома деревянны, кака кляча (жижа, грязь на дорогах) вёснами да осенями, каки забои (сугробы) зимами. Пока доедем до места, от дома-то ничо не остаётся. Через месяц мне из журнала пришло письмо, что нам выделили машины, встречать надо в Сыктывкаре. Поехал я в Сыктывкар, там машины хотели забрать в город, едва-то я и отстоял их. Потом на машины в Печоре зарились, потом в Ижме, но я всё же довёз их до Усть-Цильмы…»

Разговор этот состоялся примерно в 1993-м году. Степану Сергеевичу было 88 лет.
И еще один эпизод из жизни Чупрова рассказал врач-хирург Алексей Владимирович Чоп. (Подчеркну, что пишу это со слов другого человека).
Загноился у Степана Сергеевича палец на ноге да ху́дом дело оборачиваться стало. Было принято решение удалить палец. Но ложиться в больницу Степан Сергеевич не согласился. И тогда… Тогда Чоп сделал операцию на дому под местной анестезией, естественно, с подготовкой всех санитарных условий.
«Я ему палец удаляю, а он песни поёт! Спрашиваю: «Больно, Степан Сергеевич?». А он отвечает: «Ничо, ничо, на фронте хуже было!» - рассказал Алексей Владимирович. После того Чупрову Бог еще дал времени пожить.

Точно не знаю, когда не стало на земле Степана Сергеевича, но, когда-то записанный в церкви мертворожденным, он прожил долгую жизнь.
И мир спасенный помнит о нем. Во всяком случае я помню Степана Сергеевича.

На фото справа в шляпе Степан Сергеевич Чупров

Ирина Кутепова
Источник: vk.com/id33998224

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам