Рубль

Рубль
Вы когда-нибудь видели Сестрорецкий рубль? Вы когда-нибудь его держали в руках? Да вы хоть знаете, что это такое?

В 1771 году императрица Екатерина Вторая, решив выпустить бумажные деньги, в качестве их обеспечения приказала отчеканить пробные медные рубли, которые были изготовлены лишь в качестве образцов, имели вес около одного килограмма и диаметр около 7,5 см. Какие-то рубли выставлены в Эрмитаже, а остальные разошлись по коллекциям и представляют высочайшую нумизматическую ценность! Несколько рублей было утеряно. Чеканились монеты на оружейном заводе графа Орлова в г.Сестрорецке, за что и были прозваны Сестрорецкими рублями.

Найти такой рубль невозможно! Для любого нумизмата это СОКРОВИЩЕ!

 А я его искал! Но об этом позже…

Вы когда-нибудь встречали Бога? Не в том смысле, что уступили ему место в ГАЗели или бухали в общей компании.

Вы когда-нибудь ощущали, когда он вдруг касался вас своей невидимой рукой? Такое не забудешь. У кого было – тот знает.

Я встречал его ТРИ РАЗА. И о двух из них расскажу сейчас, т.к. это связано с СЕСТРОРЕЦКИМ РУБЛЕМ.

Я не являюсь образцовым христианином: в храм захожу раз в год, молитв на церковно-славянском не понимаю, знаю только «Отче наш», посты соблюдаю раз в десять лет и , видимо, за это буду гореть в аду.

С самого детства, сколько себя помню, я почему-то завороженно смотрел на храмы. Всегда. Меня поражала эта необычная , пришедшая к нам из древней Византии, архитектура.

Глядя на церкви, представлял прошлое, бурлящую жизнь, каких-то древних жителей, баб, мужиков.

Попов и монахов не представлял, ибо всегда побаивался, как людей мне непонятных…


1. Первая встреча. Предыстория.

Приехав жить в поселок Приводино, что под Котласом, в семь лет, я увидел за рекой заброшенный Храм. Он стоял далеко-далеко, в пойме Северной Двины, одинокий и таинственный. Сколько раз потом бывал на берегу – столько раз и засматривался на него подолгу. Он все время меня как будто звал к себе в гости.

Как-то весной, мы с Серегой Прониным, были на рыбалке с другими пацанами. Вечерело, и все засобирались домой, а я сказал:

- Пацаны, а пойдем к церкви?

Друзья отказались, и только Серега согласился. Перейдя по деревянным бревнам бона на другой берег, мы отправились в путь. До церкви было километров пять. Мы шагали, тяжело сопя, по свежевспаханному полю. А когда дошли - я увидел купола, кресты, плывущие в неб.

Я был ошеломлен и МЕНЯ НАКРЫЛО КАКИМ-ТО НЕБЕСНЫМ ВДОХНОВЕНИЕМ…. и я первый раз в жизни вошел в ПЕРВЫЙ СВОЙ ХРАМ...

Задрав голову, я изумленно смотрел на фрески под сводами, а они в ответ смотрели на меня и улыбались. То ли музыка, то ли что-то еще переполняло мою детскую душу…Такое ощущение ,что кто-то безмерно огромный и добрый невидимой рукой гладил меня по голове.

Когда шли обратно - всю дорогу я говорил стихами. Смешно? К утру это прошло.


2. Встреча вторая. Рубль.

Я вырос немного. Мне было уже тринадцать. Бывало, выпивал с пацанами за сараями и иногда покуривал. Встречался с десятиклассницей и тайно любил девчонку из своего класса. И, как все половозрелые подростки, был хамоват, циничен и безжалостен.

В то время я увлекался старинными монетами и иконами. Мы с Серегой Голохвастовым лазили по старым домам, переворачивая их вверх дном - искали клады. Серега даже предлагал мне купить пару икон его бабки, даже специально ходили к ней в гости посмотреть. Деньги - два рубля, Серега предлагал дать ему сейчас, а иконы забрать позже, когда бабка умрет. По его расчетам, в течении года-двух... На бирже это фьючерсами, либо форвардами теперь называется. Я отказался, т.к. "длинных" денег у меня не было, да и горизонт планирования был - одна учебная четверть.

В какой-то момент пришла идея, что клад надо искать в той самой церкви за рекой! Ведь хитрые попы в революцию там наверняка что-то спрятали.

На поиски сокровищ нас собралось человек семь. Вооружившись лопатами, ломами и топорами, мы направились в Храм. Незваные гости.

В этот раз пришли не по пашне, а по дороге, которая была в пяти метрах от поля.

Пошел дождь и мы в нижнем приделе разожгли костер, закинули в угли картошку и со знанием дела стали простукивать стены топорами и ломами сантиметр за сантиметром...

А сверху с фресок, на нас скорбно смотрели изумленные святые.

Мы не обращали внимания...

После пары часов бесплодных поисков пацаны быстро устали, уселись у костра и принялись за печеную картошку. Я же, не останавливаясь, сантиметр за сантиметром продолжал простукивать стены второго этажа…как вдруг почувствовал гулкий звук. Посмотрев вниз, я увидел выбитый кирпич. Засунул в неприметное отверстие руку и оттуда вытащил какую-то бумагу, старое сено. Сверху посыпались кусочки стекла…Оказывается там был узкий ход вверх. Я, на сколько можно, засунул руку вверх и вдруг...

МНЕ В ЛАДОНЬ УПАЛ СЕСТРОРЕЦКИЙ РУБЛЬ……

Я держал его и завороженно смотрел, на мое СОКРОВИЩЕ!
Как же в тот момент я был счастлив!

Через минуту восторг прошел – в руке рубля не было, это оказалась всего лишь плоская шайба-гиря от весов.

Поняв, что обманулся, я с досадой выкинул её в окно.

Прошло время. Я стал взрослым, но множество раз прокручивал в голове тот эпизод. Ведь её, гири, в том тайнике ни при каких раскладах не должно было быть! Как она там оказалась? Что же это все-таки было?

 Я пришел разрушать Храм, в котором когда-то на пороге меня встретил Бог. Мною двигала жажда сокровищ. Я не заслуживал наград от Него - скорее кары, а Он дал, хоть и на минуту, подержать мне в руках мой заветный Сестрорецкий Рубль. Он и в тот раз мне улыбнулся, но грустно. Почему? Может, простил?

«…и прости нам долги наши
как и мы прощаем должникам нашим…»

Через много лет, я, взяв моих троих сыновей и друга Вована, поехал к Храму, чтобы найти еще раз мой рубль. Даже не рубль, а ту гирю, которую я с досадой выбросил.

Взяли палатки, еду, купили два металлоискателя. Поехали на три дня.

А вот и Храм. Пустые окна. Разруха. Один купол с колокольни обветшал и упал. Даже решетки на окнах спилили на металлолом. На сводах еще остались следы от нашего костра и тысячи маленьких следов от моих ударов топором.

Фрески под куполом были кем-то безжалостно содраны – нам сказали, что храм облюбовали сатанисты для своих сборищ.

Я всматривался в каждую мелочь, пытаясь найти , собрать свое прошлое. Но Бога рядом уже не было.

Я поднял с пола кусок кирпича на память - вот и пришло мое время собирать камни.

Вован, бывший воркутинский бандос, а ныне глубоковерующий христианин, среди валявшегося повсюду битого кирпича около алтаря, деловито разложил привезенные с собой иконы, расставил свечи и, встав перед ними на колени, молился.

Он вышел только через два часа к нашему палаточному лагерю счастливый и просветленный.

А когда ночью мои три сына уже дрыхли в палатке, и мы вдвоем сидели у костра, Вован сказал: "Ваня, ты какой рубль ищешь!? Вон твои три рубля в палатке сопят. Разве тебе мало?"

А теперь, когда у меня появился мой четвертый рубль – Вовочка, я утром беру его на руки, мы подходим к иконам, я крещу его, а потом себя, и мы читаем вслух «Отче наш»:

«…и прости нам долги наши
как и мы прощаем должникам нашим…»

Мы с Вовочкой за это время уже почти всех наших врагов простили, лишь только несколько осталось…

Иван Дегтярёв

Фото: автора

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам