Диктатор моды

Диктатор моды
Образ женщины, о которой рассказано в данном сюжете и которая вошла в книгу "Северный Плутарх" собирательный.

Но додумано и вообще собирательного здесь очень мало - к счастью, такие персонажи-фанаты своего дела встречались, и о них (в том числе и в сфере моды) мне довольно подробно рассказывал Евгений Максименко - широко известный в 70-х администратор ресторанов (по очереди практически всех сыктывкарских) варьете и даже театра оперы и балета.

Я вполне мог бы ещё страницы на 4 дописать с его слов - откуда, какие ткани доставлялись, кто из звезд российской эстрады пользовался разработками и советами наших костюмеров типа Жюве)...

Но считаю, что это уже противоречит замыслу книги, а потому в первую очередь написал просто о человеке, который несправедливо остается в тени...Ну, как пример - задам вам вопрос: в Республике Коми есть золотошвейки? Есть. Сколько их? До недавнего времени была вообще одна... а сейчас? Три, кажется... и что мы о них знаем? А ничего. Вот это и потрясает - какая-то странная выборочность интереса СМИ только к тому и тем, кто где-то и так "наверху"...


Якорь: #s15Итак, Жюве (Семенченко) Алла Феоктистовна ( 1929 — 2009 гг.) — портниха. Модница. Диктатор моды.

Родилась в городе Лебедин Сумской области Украинской ССР. В Коми АССР попала вместе с партией эвакуированных из западных областей СССР в августе 1941 года. Школу-семилетку закончила в рабочем поселке Ветлосян под Ухтой в 1945 году, курсы койки и шитья в Ухте — в 1946 году.

По окончании курсов работала 3 года в селе Мохча Ижемского района (по другим данным — в поселке Ираёль Сосногорского района, хотя, возможно, просто место приписки выездного ателье было в Ираёле). В 1949 окончательно переезжает в Ухту.

Прославилась первыми «авторскими» находками в моде в 1951 году.

Она создала дамские сумочки из дерматина и брезентовых тентов грузовых машин (ткани брались с потертых сидений и с обрезков подогнутых тентов).

Красить сумочки удалось с помощью красок, сваренных технологами «Печоржелдорлага» в депо Сосногорска.

Варили глину, ягоды, луковую шелуху, смолы... Нахимичили на устойчивые три-четыре вида красок, позволяющих красить кожу, дерматин, грубые ткани, в т.ч. и мешковину. Фурнитуру (клепки, цепочки, крючки, собачки) втихаря и полуподпольно точили токари и слесари-инструментальщики базы Продторга и того же депо. Ещё не входят в моду Red kule (красные кошельки), но о них уже слышат, они уже мелькнули в черно-белом кино, и девушки почуяли — это будет модным!

Тогда же — в начале 50-х Алла Феоктистовна услышала, что в Ленинграде открылся Дом моделей. Про Московский Общесоюзный Дом моделей (ОДММ) она по иронии судьбы ничего не слышала.

В отпуск 1950 года она поехала в Ленинград. А там закружило — она объехала и Таллин, и Ригу, она украдкой с мастерицами Пярну и спекулянтами Риги рассматривала шведские и немецкие журналы. Вручную копировала схемы раскроя из тех же иностранных глянцевых журналов. Варианты платьев «колокол» и «футляр», тогда ещё с погончиками и широкими ремешками на поясе ( в 60-х пояса и погончики исчезнут совсем) она привезла в Ухту практически в тот же период, когда Москва, Ленинград и Рига только-только обновляли свою ассортиментную цепочку.

В конце 50-х знакомится с Вячеславом Зайцевым и Кристианом Диором. Журнал DeAgostini приходит в СССР только по шести адресам, один из которых в Ухте. По этому же адресу пришло и КГБ.

Алла Феоктистовна в начале 60-х позволяла себе уже письма комментарии с критикой не только на экземпляры костюмов ведущих на экранах появившегося Коми телевидения, но и с критикой на костюмы телеведущих телевидения Центрального...

Как ни странно — к ней прислушивались и пару раз даже приглашали на околосъемочные консультации при подготовке телефильмов.

Алла Ж. резко критиковала Пьера Кардена, который ввел моду на худых моделей в 60-х. Тогда «вся эта дохлятина» (по словам Аллы Феоктистовны) начала убивать моду в стране. Она, конечно, ошиблась: худые модели не хотели идти на идеи Аллы, они пошли к другим модельерам, и наступил такой момент, что она могла выпасть из основных модных течений. Её популярность покачнулась, но...

Тут пошла мода на «длинное мини» а-ля Жаклин Кеннеди во второй половине 60-х, мода на громадные шары причесок на головах женщин, а далее по-настоящему проснулся интерес к моде и у мужчин. Даже здесь — в Северной провинции. Брюки клеш, джинсы, отложные воротники на рубашках, «ковбойские» куртки из полосатых тканей....Алла Феоктистовна переживала второе рождение в 70-х.

Убило её сыктывкарское варьете 1979 года, открывшееся в ресторане «Вычегда».(Позже оно переселится на площадку ресторана «Сыктывкар»). Здесь все оказалось слишком серьезно. И слишком серьезных людей стали приглашать из Москвы для того, «чтобы одеть девочек и мальчиков». Тем более курировал тему теперь сам министр торговли Коми АССР Юрий Анисимович Голованов, лично знавший костюмеров Московского цирка, Госконцерта и того же Пьера Кардена. Не случайно сыктывкарское варьете пару лет входило в тройку лучших варьете СССР.

Но далее. Что-то с Аллой Феоктистовной произошло. Она стало часто ворчать на любые новшества в моде, стала часто стричься и красить волосы.

Так часто, что в 80-х носила уже только парики. Злые языки говорили, что она поседела, полысела, «и вообще бабка сбрендила», т. е. не совсем в своем уме.

Незадолго до смерти, говорят, она смаковала мрачную моду «готтов». Сама одевалась во всё черное, ходила в черном парике, а глаза ей и так не надо было подкрашивать черным . Умерла она в кресле вестибюля ПечорНИИпроекта. Пришла вся такая в черном...

Довела до поноса такую же старушку-вахтера фразой «В моду косы входят, но я ещё не взяла...» (наверное, имела ввиду — косу-парик, но что поняла старушка-вахтерша можно только догадываться). Села в кресло и вздремнула. Вернее, вышедшая из туалета вахтерша думала, что старая её знакомая вздремнула. Алла Феоктистовна же в это время была уже на небесном подиуме.

Благодарим писателя и публициста Григория Спичака за возможность познакомить наших читателей с этой историей (биографической справкой), вошедшей в его книгу "Северный Плутарх". Презентация книги на днях прошла в Сыктывкаре, в республиканской юношеской библиотеке.
Фото: yandex.ru

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам