Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Не оставляй человека голодным!

Не оставляй человека голодным!
Когда училась на втором курсе новокузнецкого училища – на дворе стоял 1979 год - нам предложили съездить в Ленинград. Сняли с книжки, на которую копилась наша стипендия, рублей сто сорок. Вечером приехали в аэропорт, зашли по трапу в самолёт - было странно и страшно лететь в первый раз.

После пяти часов лёту приземлились в Москве, в Домодедово. Следующий самолёт – до Ленинграда – нужно было ждать несколько часов, и мы отправились в город. Помню, как нас, глубоких провинциалов, оглушила своим шумом Москва. Из всей этой пёстрой, разношёрстной массы выхватила вдруг глазами экстравагантно одетого человека, похожего на монгола: в лохматом рыжем лисьем малахае с хвостом, в ковбойских сапогах со шпорами. Почему-то помню его экзотично-смуглое, с раскосыми глазами, лицо до сих пор. Да мы и сами, наверное, представляли собой забавное зрелище, и нас часто спрашивали – вы откуда? Из Сибири, отвечали мы. Из Сибири? – удивлённо вскидывали брови прохожие. Интересно, неужели москвичи никогда не слышали о Сибири?

Нам, провинциалам, всё было в диковинку: и магазины, в которых было всего полно, шоколад, которого не было у нас. Я тут же купила «Вдохновение» - плитку с отдельно завернутыми в фольгу ломтиками шоколада с орехами. Долго хранила потом красивую картонную этикетку с изображением сцены из «Лебединого озера». Ещё впервые попробовала пепси-колу и почему-то буквально опьянела от нее.

Ещё оставалось время, и мы решили поехать на экскурсию по Москве. Нужно было платить по три рубля, и тут выяснилось, что у некоторых девчонок с собой вообще нет наличных денег - они думали, что всё включено. Приходилось одалживать, чтобы ехать дальше.

А потом был снова самолёт. В Пулково приземлились вечером, нас привезли в гостиницу «Речная» - рядом со станцией метро «Прибалтийская». И мы тут же пошли гулять по вечернему Ленинграду, освещенному неоновыми огнями, на Невский проспект. Это было необычно – гулять вечером, у нас опасались выходить так поздно на улицу. А здесь так много народу, за которым прелюбопытно было наблюдать – другая одежда, другие лица. С десятого этажа гостиницы было хорошо видно людей в ресторане на втором, красивых, нарядно одетых, танцующих. Всё казалось таким романтичным, загадочным – я никогда ещё не была в ресторане.

А утром мы поехали на экскурсии – Эрмитаж, Павловск, Пушкин. Дворцы, дворцы, дворцы… Всё было необычно: как поднимались по широким мраморным лестницам, надевали тапочки на сапоги и скользили по разноцветному паркету, разглядывали картины, вазы: очень запомнилась огромная ваза из уральского малахита в Эрмитаже - предметы, которыми пользовались русские цари. И бегом на следующую экскурсию – за три дня нужно было много успеть, и ноги гудели, как у бабок, и промокли насквозь: ленинградский декабрьский снег был мокрым и вязким, не то что в Сибири - сухой.

Был забавный случай - мы отправились в Петропавловскую крепость. Все вместе ехали в автобусе, но потом произошло так, что все вышли, а я осталась. Когда спохватилась, что никого наших нет, стала пробираться к выходу, узнавать, как попасть к крепости. Добралась до неё, перейдя через мостик, иду по территории – никого нет. Спросила у кого-то, не было ли кого из нашей группы – ответили, что нет. Запаниковав, пошла к выходу, не зная, что делать дальше. И вдруг наши идут навстречу, удивляясь, как это я вперёд них сюда попала. А я и сама не знаю, как это произошло, если отстала от них.

Потом гуляли на набережной Невы, с которой дул пронизывающий ветер, живописно топорщились застывшие вздыбленные льдины – такого никогда не видела на Томи, главной реке нашего Новокузнецка, а также Кемерова и Томска.

Естественно, мы были на Пискарёвском кладбище, как нам рассказывали о Тане Савичевой, о Марсовом поле. Помню всё как в калейдоскопе, настолько перепутались от наших моментальных перемещений ленинградские картины. Именно тогда я решила, что хочу жить здесь, и через три года осуществила свою мечту.

Уезжая из гостиницы, мне опять пришлось раскошелиться за одну из девчонок нашей группы, Светланку, – она там что-то испортила. Нам долго не объявляли посадку, все изнывали от этого ожидания, тем более что сесть некуда было – люди вповалку лежали на газетах.

Все отправились в буфет поесть. Светланка тоже пошла с нами, хотя у неё не было ни копейки денег. «Девчонки, покормите меня», - жалобно попросила она, но никто не откликнулся. И даже я – настолько вывело из себя её бесконечное попрошайничество (в нашей семье ведь было 9 детей, лишних денег с собой дать мне не могли). А её родители, хотя она была единственной дочкой в семье, не дали ей ни копейки наличных, думая, что снятые с книжки деньги – это всё.

Светланка так и осталась голодной – никто не захотел её накормить. А потом ей стало плохо – она упала в голодный обморок. Это был ужас! Уже объявили посадку, а мы всё отваживались со Светланой в туалете. Её тошнило, ей было плохо, никто не понимал, что с ней. А ей ведь и нужно было только – поесть.

Мы вернулись домой, в Новокузнецк, 31 декабря. Падал густой пушистый, и, главное, сухой снег. Три предновогодних дня в Ленинграде казались такими нереальными: Невский проспект, дворцы, красивые дома, мосты и мостики, набережные, пепси-кола, конфеты, которых накупила домой, ленинградские сувениры, открытки и слайды, многочасовое стояние на ногах в аэропортах .

И голодная Светланка с большими карими умоляющими глазами…
Да, это был урок на всю жизнь – не оставляй человека голодным, даже если он чем-то тебя обидел, досадил.

Сколько лет прошло, а я всё слышу жалобный Светланкин голос: «Девчонки, покормите меня!» И её большие умоляющие глаза. И как все сделали вид, что не слышат, и отвернулись. Ни забыть, ни простить себе этого не могу.

Это было в конце 70-х. Детские голодные обмороки – да, это было, хотя и не должно было быть. И вот – на дворе 21 век, а дети, оказывается, всё так же падают в голодные обмороки. И не только в Кузбассе, о чём недавно была информация. Что с нами вообще происходит?

Благодарим Ирину Гилёву, поделившуюся с нами своими воспоминаниями
Фото: womans-clab.ru

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам