Ухта обеспечит Россию арктическим топливом

Ухта обеспечит Россию арктическим топливом
В ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» обсудили перспективы развития предприятия. 27 марта состоялся брифинг генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Алексея Иванова. На встрече с журналистами Алексей Юрьевич озвучил две новости, актуальные для ухтинцев.

Первая – Ухтинский НПЗ рассматривается компанией как стратегический объект, который может обеспечить весь Крайний Север качественным арктическим топливом. Об этих перспективах заявил президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, выступая во время Дня инвестора– 2018 в Лондоне. Руководитель компании в частности заявил, что после строительства моста через Обь (в рамках проекта «Северный широтный ход»), который соединит Салехард и Лабытнанги, Ухта будет обеспечивать весь Ямал.

«Ухта достаточно хорошо географически будет интегрирована в новые проекты обеспечения Крайнего Севера, потому что все остальные заводы находятся гораздо дальше. С учётом этого мы постоянно мониторим, что такое Ухта сегодня, завтра. И плюс Ухта – это социально-значимый завод, обеспечивающий топливом регионы: Республику Коми, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округи, – оценил новые возможности завода В.Алекперов. – Мы готовимся к этому периоду».

Потребности в уникальном арктическом топливе, единственным производителем которого в России является ухтинский НПЗ, значительно возрастут уже в этом году в связи с началом строительства «Северного широтного хода».

Магистраль в будущее

Что же представляет собой «Северный широтный ход»? Это железнодорожная магистраль, которая свяжет Восток и Запад страны. В настоящее время ведутся изыскательские работы в устье Оби с целью сооружения моста между Салехардом и Лабытнангами. Туда уже перебросили специалистов, возводивших Крымский мост. Мост будет совмещённым – и железнодорожным, и автомобильным.

«Северный широтный ход» свяжет Ямал с Уралом и северо- западом России и обеспечит связь транспортной системы страны через порт Сабетта с Северным морским путём (СМП). Проект реализуется правительством Ямала совместно с ПАО «Газпром» и ОАО «РЖД». Как говорят эксперты, этот проект не имеет аналогов в мире. Работы придётся вести в условиях вечной мерзлоты и суровой арктической погоды.

Магистраль планируют построить к 2022 году. Активная стадия строительства стартует в 2019 году. Железная дорога длиной 700 км соединит Салехард и Лабытнанги.

На реализацию проекта «Северный широтный ход» (СШХ) в ноябре обратил внимание Президент Владимир Путин, который заявил, что эта железная дорога «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути». Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин отметил, что строительство «Северного широтного хода» займёт от 4 до 5 лет.

Он также обратил внимание на значимость строительства участка железной дороги «Бованенково – Сабетта» как логического продолжения «Северного широтного хода»: «Регионам нужен выход в Мировой океан. А выход один – через порт Сабетта.

Огромный уральский промышленный комплекс будет работать по короткому плечу, поставлять до порта Сабетты тот или иной груз и выходить в Мировой океан».

На Ямале находятся залежи порядка 20% запасов России природного газа. Запасы 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений оцениваются в 16 трлн кубометров, перспективные и прогнозные ресурсы газа – около 22 трлн кубометров, запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти – в 291,8 млн тонн. По всем показателям Ямалу уготовано стать основным районом добычи газа в России, и более того – одним из крупнейших на планете. Бюджет проекта составляет порядка 230 миллиардов рублей.

Из истории вопроса

Кстати, мысль о создании трансполярной магистрали, которая связала бы Сибирь и европейскую часть страны, возникла не вчера, ещё в 1915 году. Общественный деятель Александр Алексеевич Борисов, стремившийся воплотить в жизнь свои идеи экономического развития России и комплексного освоения природных богатств северных регионов страны, обосновал целесообразность строительства такой дороги. Более того, на свои средства он провёл геологические изыскания и составил проект будущей магистрали.

Так появился проект дороги «Великий Северный железнодорожный путь». Он включал в себя три направления: Обь – Котлас – Сорока – Мурман; Котлас – Вельск – Коноша – Санкт-Петербург; Котлас – Великий Устюг – Кострома. Однако идеи Борисова были воплощены в реальность уже после окончания Великой Отечественной войны.

Проект соединить восток и запад СССР железнодорожной веткой, идущей севернее полярного круга, по своей масштабности и сложности реализации в то время был вполне сопоставим с покорением космоса. Большинство исследователей склоняются к мнению, что за решением развернуть в 1947 году активное строительство железной дороги в северных районах, за что так ратовал в своё время А.А. Борисов, стоял лично Сталин.

C 1947 по 1953 год дорога официально называлась стройкой №501 или стройкой №503 – в зависимости от того, о каком её участке шла речь. Название «Ж/д Чум – Салехард – Игарка » было секретным. По плану общая протяженность дороги, которая проходила на 200 км южнее полярного круга, должна была составить 1482 км.

С 1947 по 1953 год под завесой полной секретности на стройке №501 работали заключённые ГУЛАГа, в системе которого существовало Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее более 290 тыс. только заключённых. В нём работали лучшие инженеры.

К весне 1953 года в общей сложности было построено около 700 км Великого Северного пути, больше половины всей длины магистрали, но 25 марта 1953 года вышло постановление Совета министров СССР, согласно которому строительство железной дороги Салехард — Игарка сворачивалось. Стройка опустела: заключённых вывезли за Урал, часть строительной и железнодорожной техники вывезли, остальное же просто бросили. В 1955 году Министерство путей сообщения приняло на свой баланс железнодорожную ветку Чум – Лабытнанги (стройка 501), которая действует до сих пор. От использования остальных участков «мёртвой дороги» отказались. Приполярная железная дорога была практически достроена, на ней было даже открыто рабочее движение, за исключением центрального строящегося участка. На завершение строительства потребовалось бы не более 1,8 млрд рублей. Всего на строительство

Приполярной дороги уже было затрачено 42 млрд рублей. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за пятилетку 1946- 1950 годов и около 2% всех капитальных вложений СССР за тот же период. По экономическим расчётам, решение прекратить строительство трансполярного пути в такой степени готовности привело к большим убыткам для бюджета СССР, чем если бы дорога всё же была достроена. И вот спустя почти 70 лет правительство страны вновь решило вернуться к идее освоения Севера, воплотить в металле мечты и чаяния наших предков.

И Ухте в этих планах отведена заметная роль, поскольку ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» может обеспечивать арктическим топливом все потребности гигантского проекта, а затем и новых потребителей, которые наверняка появятся вслед за «инфраструктурным якорем».

Воздух под контролем

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» Алексей Иванов на пресс-конференции сообщил журналистам ещё одну важную новость: в феврале 2018 года в Ухте был введён в эксплуатацию новый стационарный пост производственного экологического контроля. Его расположили на улице Машиностроителей в санитарно-защитной зоне на границе с ближайшей жилой застройкой, для контроля за состоянием воздуха в городской черте.

Место выбрано с учётом метеорологических параметров атмосферы и согласовано с Территориальным отделом Роспотребнадзора по Республике Коми и администрацией МОГО «Ухта».

«ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» ведёт регулярный мониторинг воздушной среды в 16-ти контрольных точках – в своей санитарно-защитной зоне и на границе с ближайшей жилой застройкой. Специалисты мониторинговой группы центральной заводской лаборатории выезжают для соответствующих замеров и отборов проб воздуха на анализ дважды в неделю. Количество и место расположения контролируемых точек определяется в зависимости от направления и скорости ветра в день выезда.

Конечно, журналистов волновали вопросы перспектив развития завода, поскольку его работа неразрывно связана с жизнью Ухты и горожан. И генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка » Алексей Иванов заверил слушателей, что работой НПЗ обеспечен на долгие годы: - Тимано-Печора – крупнейшая нефтегазовая провинция, запасы углеводородов огромны, – подчеркнул Алексей Юрьевич, – и если учесть тот факт, что технологии добычи совершенствуются, коэффициент извлекаемости постоянно растёт, запасов углеводородов, на которых может работать завод, хватит на многие десятилетия вперёд с учётом постоянного роста объёмов переработки сырья.

Николай Лудников

Фото предоставлено ПАО «ЛУКОЙЛ» и Николая Лудникова

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам