Время - Российское. Мелкое предпринимательство и лукавая статистика

Время - Российское. Мелкое предпринимательство и лукавая статистика
Знаете, где по отраслям больше всего численность занятых в малом предпринимательстве в Коми? «Торговля», – не задумываясь, скажут одни, полагая, что это «Капитан Очевидность». «Не-ет, – с видом глубоко посвящённых в тему скажут другие. – Это, конечно, строительство...» Мимо, ребята.

Более всего в Коми сетевиков (они сейчас обязаны регистрироваться как ИП), но сетевик-маркетолог, особенно обязанный зарегистрироваться – это уже объём продаж и поставок такой, который подразумевает скорее другой бизнес – консультирование, реклама, организация, а не собственно торговля... Равные им по численности – риелторы и всё, что вокруг этого бизнеса (но не строительство). Их вместе взятых, сетевиков и агентов, более 30 тысяч. Это больше, чем, например, торговля, сельскохозяйственные ИП, строительство и транспорт (кроме ремонта) вместе взятые! Но самое главное в их численности – это их бесконечная временность. За год из этих тридцати 20 тысяч пришли и 20 тысяч ушли, но зато как замечательно звучит цифра, если её правильно выдернуть из контекста.

Есть ещё одна цифра, которая в сути своей не признак предпринимательства, но всегда отражается в статистике комплиментарно, как некая «хорошая погода делового климата». Эта цифра – франшизы и цифры – «посредническая деятельность». В эту сферу с удовольствием лезут молодые люди. Почему? Есть глубокое подозрение, что ради чистого статуса – предприниматель. Статус позволяет себя позиционировать в тусовке. Статус повышает самооценку. Статус без лжи или почти без лжи позволяет обсуждать мнимые миллионы и в том числе чужие миллионы. Из толпы этих предпринимателей чаще всего раздаются вопли «надо валить отсюда», потому что именно в этой социальной группе более всего просрОченных кредитов, просрАченных возможностей и денег.

Статистика предпринимательства лукава, если её читать с точки зрения «больше-меньше ». Громадное число предпринимателей может означать громадное количество несчастных людей. Ложно сориентированных, занимающихся не свои делом, комплексующих по поводу статусности и тому подобное. И малое число может быть тоже тревожным признаком. Какая логика достаточности и равномерности должна быть в основе оценок состояния этих величин бизнеса? А Бог знает... Министерства не знают – это точно. И не Союз промышленников и предпринимателей РК, на сайте которого не обновлялись материалы с февраля 2014-го.

У региона, конечно, есть своя специфика – и громадное плечо перевозок, и локализация потребителя, и сезонные факторы, но специфика эта не должна пугать, а должна перенастраивать. Не на вожделённые 20% рентабельности, а на достаточные. Ведь шальные девяностые пора уже оставить для легенд. Банки Германии дают положительную оценку бизнес-планам с 3% рентабельности. С пятью процентами перепроверяют только один пункт – насколько быстро могут встать на ноги конкуренты? У нас этими категориями 90% бизнеса и «аналитиков » кредитных отделов банков даже не мыслят. А время этих терминов и время другого чтения статистики уже пришло.

Григорий Спичак, писатель, член Общественной палаты РК

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам