«Актёрство и литература – это и есть я. Моя душа»

– говорит студент российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге, победитель международного литературного конкурса для молодых писателей «Мост дружбы» и герой рубрики «Встретились – поговорили».
«Актёрство и литература – это и есть я. Моя душа»
досье
Артур Журавлёв
Почему ты решил стать актёром? 

– Учился в 10 -м классе, когда однажды друг Никита Шихов предложил ради интереса посетить театральную студию. В народном драмтеатре Веры Гой шла репетиция «Сампо». Посмотрели, ничего не поняли, но остались. Втянулись, участвовали в спектаклях, даже съездили на гастроли в Финляндию. Загорелись идеей поступать в театральный. Стали готовиться. 

– Поступил с первого раза?

– Да. Ранее наш институт назывался Санкт-Петербургской Государственной Академией Театрального Искусства. Тогда там набирали три актёрских курса, один из которых был при Александринском театре. Посчастливилось попасть именно на него.

В первый экзаменационный день рассказал отрывок из романа «Идиот» Достоевского. Во второй прочёл стихотворение Есенина. Поступление – это испытание своих сил работать в жёстком режиме, который потом продолжается во время учёбы. С Никитой едва добрались до поезда, не помню, как доехали до Ухты.

Сейчас на третьем курсе. Но за первый год произошло много событий. Почти сразу я попал под отчисление, и это подгоняло бороться и осваивать профессию. Год проучился при Александринском театре. Человек, который вообще не ходил в театр, вдруг попадает в эпицентр всей этой деятельности – невероятный опыт. В конце первого года наш курс раскололся. Часть ребят уехала в Москву и осталась при ГИТИСе, вторую перевели из театра в институт. Нашим мастером стала Лариса Вячеславовна Грачёва.

В ноябре прошлого года выпустили спектакль «#Островский2017» по мотивам трёх пьес писателя. В январские выходные были репетиции второго спектакля по пьесе Пинтера режиссёра Андрея Загородникова.

– Приходилось ли участвовать в съёмках фильмов?

– Пока ничего серьёзного, да и не стремлюсь. В спектакле создаётся особое живое пространство, наполненное мыслями, чувствами и эмоциями. Каждая постановка – как жизненный путь, который проживаешь сообща со зрителем. Наше кино погрязло в халтуре, всё поставлено на поток. Но с этим придётся мириться – это наш хлеб.

– Какие роли мечтаешь сыграть?

– Петра Степановича Верховенского или Кириллова из романа Достоевского «Бесы». Но чаще всего приходится играть те роли, на которые тебя утверждают.

– А какие жанры выбираешь в качестве зрителя?

– Главное, чтобы после просмотра мой мир изменился: здорово засыпать с новыми мыслями, образами, чувствами... Из последнего увиденного впечатлили фильмы «После тебя» с Сергеем Безруковым и «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым. Когда учился при Александринке, смотреть спектакли удавалось часто. Люблю «Женитьбу » по Гоголю, в главной роли Игорь Волков.

Сейчас редко удаётся что-то смотреть. Надо ещё читать книги, а времени мало. Учёба начинается с 9:30, освобождаешься в 22:30, домой – ближе к часу ночи. В выходные – репетиции...

– Дай совет тем, кто только собирается поступать в театральный.

– Быть собой и ничего не изображать, не играть. Поступление покажет, что надо, а главное, надо ли действительно.

– Перейдём к литературе... Знаю, ты пишешь рассказы.

– В прошлом году написал пьесу. С моим товарищем-режиссёром начали работу по её постановке. Есть рассказы, повесть «Мороз и солнце». Были пробы романов, но они ушли «в стол». Писать начал в детском саду. Сплошным текстом, без пробелов, запятых, только с точками. Придумывал сказки, пробовал их разыгрывать. Одна сохранилась – «Сказка о небесных мышах». Папа её тогда перепечатал на компьютере.

– О чём твои произведения?

– О людях и их жизнях. «Фуэте», «День пенсии» – о стариках. «Рождество Анюты» – о дочке и отце. Основа для каждого рассказа – реальная ситуация. Но это не описание того, что было, а моё высказывание как художника. Например, «Рождество Анюты» – во всём прямо противоположно тому, что случилось в жизни. Там есть элементы сказочности, светлость... При чтении, как мне говорили, ощущается контраст с жизнью, от него и доносится моё слово читателю.

Твои произведения публикуются. Верно?

– Конечно. А зачем писать, если это никто не будет читать? Писатель начинается тогда, когда есть хотя бы один читатель. У меня, думаю, хотя бы один есть. Рассказы рассылаю в редакции журналов. Например, в сентябре прошлого года вышел №71 журнала «Edita» литературного объединения «Edita gelsen» вместе с моим рассказом «Фуэте». Однако ждать публикации мне пришлось ровно год. Заказать этот номер можно на официальном сайте журнала «Edita».

В апрельском №106 литературном журнале Союза писателей Москвы «Кольцо А» опубликовали мой рассказ-антиутопию «Фотон». Он также опубликован на сайте журнала. В Коми мои коллеги из литобъединения при Союзе писателей России собирают коллективные альманахи – «Белый бор» и «Перекаты».

В составе XII-го выпуска «Белого бора» вышла повесть «Мороз и солнце», а в III-м альманахе «Перекаты» – рассказ «Сторожка зависти». Альманахи можно найти в библиотеках республики. Берите и читайте! Повесть – на сайте издательства «РОСА».

– Что тебя так привлекает в литературной деятельности?
  
– Пожалуй, то же, что и в театре – возможность высказываться о том, что кажется важным. Надо видеть, слышать, думать, искать новый язык выражения, разбираться в людях, осмыслять настоящее, смотреть в будущее, провоцировать читателя или зрителя...

– Уже успел выпустить свой сборник?

– С 2016 года вместе с писателем- фантастом Алексеем Ведёхиным выпускаю сборники, отбирая авторов в них на конкурсной основе, в его маленьком издательстве «Litera Nova». С моим приходом там появились линейки нефантастических сборников, у себя мы именуем их «реализмом». В декабре выпустили «Домишко», а в 2016-м – наш «#LiteraNovа. Сборник» и его «Stylus Phantasticus».

Мне хотелось на этой площадке развернуть творческие эксперименты, но жизнь диктует свои условия – очень трудно (невозможно) сейчас выжить небольшому издательству, журналу, газете только на своём обороте выпуска-продажи книг.

– Твой любимый писатель?

– Достоевский. Очень нравятся романы «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Ещё Гоголь с его рассказами и поэмой «Мёртвые души».

– Согласен с мнением о том, что россияне стали меньше читать?
   
– Ритм жизни стал быстрее, чтение менее вдумчивое, да и литературный язык подстроился под него. И появление сети не могло не повлиять на процент читателей. Но страшно другое – из-за переизбытка информации начинает падать внимательность, восприимчивость, умение думать, анализировать.

Но... поставил на паузу окружающий мир, погрузился в книгу, разобрался с ней, ещё с собой и... вынес что-то новое. Я роман «Идиот» несколько раз прочитал, каждый раз находил новое.

– На хобби времени не остаётся?

– Очень люблю баню. Было бы возможно – жил на даче, ходил в баню, обедал пирогами, гулял по лесу и больше ничего бы не делал. Десять лет занимался лыжными гонками и велоспортом. Когда приезжаю в Ухту, стараюсь кататься. 

Творческая группа «ВКонтакте»: vk.com/ writer_art_zhuravlev 

Олеся Колесник,  kolesnik@nepsite.ru

Фото: из архива Артура Журавлёва

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами