Лидия Беликова: «Природа сама все подскажет, нужно только уметь слышать»

Лидия Беликова: «Природа сама все подскажет, нужно только уметь слышать»
В этом году она отметила свой 80-летний юбилей. Квартира Лидии Ивановны Беликовой увешана и заставлена десятками поделок из самых необычных материалов, включая рыбьи кости. Но в каждой коряге ухтинка видит некий художественный образ, в чем ей помогает... диплом конструктора боевых машин. Правда, она за всю долгую жизнь ни разу не спроектировала ни одного танка – только мирную технику.

Пионерка-тимуровка
Лида Федосова родилась в 1933 году в городе Белово Кемеровской области. Она стала седьмым, самым младшим ребенком в семье строителя-железнодорожника. «До 1937 года мы редко задерживались на одном месте. Отец строил вокзалы, депо, пакгаузы, объездили вслед за ним всю Сибирь. И лишь когда мне исполнилось четыре года, осели в Омске», – вспоминает Лидия Ивановна.

Еще в детсадовском возрасте она умела считать на логарифмической линейке, свободно читала. Зоологию же Лида называла «захвостологией», потому что на обложке учебника была изображена ящерица с длинным хвостом.

В первый класс пошла в 1941 году. Самые яркие воспоминания от военного детства — как пионеры помогали семьям красноармейцев, ушедших на фронт.

«Помогали по хозяйству, возили на саночках воду или картофель. Все, как в знаменитой тогда книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», – рассказывает наша героиня. Великая Отечественная оставила свой страшный след и в семье Федосовых. Воинский эшелон с новобранцами, где находился старший брат Лиды, даже не доехал до Сталинграда: попал под жестокую бомбежку, погибли все...

По словам Лидии Ивановны, извещения о том, что пропали без вести брат и отец, мать получила в один день... Правда, глава семьи все же вернулся – в 1943 году без половины правой руки. Тем не менее, его отправили восстанавливать только что освобожденный Донбасс. А в 1947 году отец вызвал к себе всю семью, так что Лида окончила школу в 1951 году в украинском Ворошиловграде (ныне Луганск). В 1957-м ей уже вручили диплом Ленинградского политехнического института, стала конструктором боевых машин (танков), хотя официально (из-за соображений секретности) специальность называлась «Тракторы». «Я работала конструктором в разных местах, но вот танками заниматься мне так и не довелось», – с сожалением констатирует Лидия Ивановна.

Ухта начала 60-х прошлого века

В Ухту они с мужем приехали в 1961 году из Нальчика. «Супруг, который на Кавказе работал на телевидении, по направлению ехал в Воркуту. В поезде встретил сотрудника недавно созданной Ухтинской студии телевидения, а тот так расписал мужу прелести своего города, что они оба вышли на станции Ухта, а уж потом и я приехала», – смеется наша героиня.
Эраст Евгеньевич Беликов руководил и дирижировал академическим хором ЦДК, а Лидия Ивановна работала на механическом заводе. Первые два месяца пришлось жить в гримерной Дома культуры, затем переехали на улицу Оплеснина, которая еще строилась. «Наша дочка собирала ягоды на нынешней улице Дзержинского. А за водой приходилось ходить на колонку, располагавшейся в нынешнем переулке Прядунова», – вспоминает пенсионерка.

В 1973 году ее пригласили на должность руководителя конструкторского бюро в ухтинский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ). Оттуда она и вышла на пенсию в 1987 году.

Не проходите мимо... красоты!

«Мы с мужем в свое время везде побывали: в Прибалтике, Украине, Восточной Сибири и на Байкале... Как-то путешествовали на теплоходе «Ленин» из Владивостока до Австралии: круиз назывался «Из зимы в лето». Правда, ни в один порт мы не заходили, купались в бассейне, но все равно было очень интересно. И через кавказские перевалы ходили пешком. Где бы мы ни были, везде я подбирала с земли или вытаскивала из реки причудливые коряги. Я всегда видела в них что-нибудь художественное. Наверное, конструкторское мышление помогает», – считает Лидия Ивановна.

Свою первую поделку она изготовила в Ухте, а потом ее кому-то подарила. Но квартира и без этого буквально заставлена и завешана художественными произведениями из самых разнообразных, порой весьма необычных материалов. Ухтинка может сделать что-то интересное даже из очисток какого-нибудь овоща. Однажды привезла с дачи кабачки-цукини, один обработать забыла, он долго лежал и засох. «Я с ним ничего не делала, только пару дырок провертела. И получилось оригинальное нечто», – смеется мастер.

Одним из любимых материалов являются рыбьи кости, в основном используются остатки горбуши. Они еще раз провариваются, потом покрываются лаком и крепятся на полотно или кусок ДВП. Получается своеобразная картина, в которой явно просматривается пальма или даже кокектливо изогнутая дама. Впрочем, для поделок Лидия Ивановна использует и другие кости, в том числе куриные. Когда дочь была маленькой, наша героиня сама изготовила кукольный набор мебели — из пустых металлических банок. А еще есть чайный сервиз из желудей: в чайник даже можно налить воды, и она будет вытекать из тончайшего носика.

«Природа сама все подскажет, нужно только уметь ее слышать и видеть красоту, казалось бы, в простейших вещах. Мне часто говорят, мол, что ты в дом все время мусор тащишь? А я не могу иначе, как можно пройти мимо такой прелести! Хотя и не каждому дано ее заметить», – подытожила беседу Лидия Беликова.



Олег Евлампиев evlampiev@nepsite.ru
Фотографии Евгения Карпова


Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами