Татьяна Тюпенко: «Фантазии наших женщин нет предела»

 Татьяна Тюпенко: «Фантазии наших женщин нет предела»
Времена, когда одеяло из разномастных ситцевых лоскутков было атрибутом бедной деревенской жизни, давно в прошлом. Сегодня лоскутное шитье – модный тренд. Причем не только в России, но по всему миру. В одной только Америке этим занимаются 58 миллионов женщин. 

Не перевелись мастерицы и в России. Ежегодно они собираются на фестивали в Иваново, Гатчине, Перми, Красноярске. Один из самых известных фестивалей «лоскутниц» вот уже 4 года проходит в Суздале (до этого 8 раз во Владимире). С этого года он стал международным, потому что принял участниц из Франции, Японии, Германии… Чем удивляет фестиваль и чем притягивает? Об этом «НЭПу» рассказала сыктывкарская мастерица Татьяна Ивановна Тюпенко.

- Я была в восторге от фестиваля, от его духа и мастерства работ. Сколько в них энергии и тепла. Когда такая работа висит в доме, в нем совсем другая аура. В Питере у моей знакомой вся квартира оформлена в лоскутном шитье – это очень стильно.

- Как давно вы сами занимаетесь лоскутным шитьем?
- С 1995 года. Занимаюсь по мере возможности, когда есть время, но тема эта меня очень интересует. Я отслеживаю новые технологии и методики, новые направления различных мастериц. Благодаря интернету с этим сегодня нет проблем. На фестиваль в Суздаль приехали около 2 тысяч гостей и мастериц из разных уголков России от Сахалина до Архангельска. В гостиницах и гостевых домах Суздаля не было свободных мест.

- Там всегда много туристов.
- Да, город живет, активно развивая туризм. Ведь он входит в «Золотое кольцо России» и в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Миллион туристов в год! Китайцы летают туда чартерами.

- За стариной? За русским духом?
- За тем и за другим и еще, за русскими куклами. Сама видела: скупают коробками сувенирные куклы в русских национальных нарядах.

- Откуда 20 лет назад вы узнали о лоскутном шитье?
- Я была в Америке и мои друзья – очень практичные люди, - захотели, чтобы мое пребывание в США прошло с пользой. Они пригласили меня на курсы пэчворка и квилтинга, так называется это рукоделие за океаном. Курсы открыты практически при всех магазинах ткани.Надо оплатить определенную сумму за урок или серию уроков, и в зависимости от этого можно получить азы начального или продвинутого курса обучения, и таким образом, втягиваешься в этот процесс.

- Квилтинг и пэчворк - одно и то же?
- Пэчворк в переводе с английского – это пошив лоскутного одеяла из кусочков ткани, а квилтинг – это стежка, которая придает изделию особый, изысканный вид. Стегать можно каким угодно узором. В Суздале я изучала эту технику на мастер-классе пермской лоскутницы Любови Лежаниной. Ее стежка – настоящее произведение искусства, шедевр!
Сегодня квилтинг покорил весь мир, и самое удивительное, что индустрия повернулась лицом к женщинам. Стали производить все необходимые для творчества инструменты и атрибуты: фурнитуру, специальные иголки, молнии, прокладочную ткань для придания изделию нужной формы, роликовые ножи, которые без проблем режут восемь слоев ткани...

- И в наших магазинах все это есть?
- В Сыктывкаре выбор довольно бедный, а вот в Москве и Санкт-Петербурге можно найти много из необходимого, хотя цены, надо признать, достаточно высокие.

- А ведь бытует мнение, что лоскутное шитье – это для бедных.
- Совершенно верно, так было. Как в России, так и за рубежом лоскутное шитье родилось из необходимости. Многие россияне помнят бабушкины одеяла, сшитые из кусочков ткани. А в Америке – первые переселенцы, приехавшие осваивать эту страну, не имели ничего, кроме самых необходимых вещей и шили одеяла из кусочков старой одежды. По мере того, как жизнь стала налаживаться, лоскутное шитье из необходимости превратилось в увлечение.

- То есть заниматься квилтингом не зазорно?
- Ну что вы! Сегодня это очень модно! Лоскутные одеяла, скатерти, дорожки на стол и одежда с элементами лоскутного шитья- настоящий тренд. В Суздале была демонстрация мод, выполненных в лоскутном стиле: юбки, платья, сумки... И самое прекрасное (женщины меня поймут), что второй такой работы нет и быть не может. Даже если вы захотите повторить, у вас не получится, потому что каждая работа индивидуальна. Мне очень жаль, что у нас в Коми нет такого объединения мастериц, где бы женщины могли собираться вместе и реализовывать творческие идеи. С моей точки зрения, это глубоко социальный проект. Он позволяет женщинам хотя бы ненадолго оторваться от кухни и ежедневных проблем и выразить себя в творчестве.

- Что интересного вы почерпнули на фестивале?
- У нас была уникальная возможность познакомиться и посетить мастер-класс гуру лоскутного шитья - Йоко Саито из Японии. Она 40 лет занимается шитьем и, как шутят наши женщины, «замужем за пэчворком». Узнать секреты ее оригинального стиля - заветная мечта многих мастериц всего мира. Йоко преподает по всему миру, но в России была впервые. Призналась, что покорена Суздалем, а наши гостеприимные женщины к тому же завалили ее подарками.
У японских женщин свой подход к лоскутному шитью, и мастер- классы Йоко Саито произвели на меня очень сильное впечатление. Мы используем, как правило, яркие ткани, а в ее работах использованы пастельные тона. Йоко активно использует в своих работах цвет «таупе», название которого произошло от названия европейского хорька с припыленно-серой шкуркой. Все ее работы выполнены в приглушенных тонах, но очень гармоничных. Кроме того, она все шьет вручную.

- Вы были на фестивале в народном костюме.
- И не я одна. Это уже суздальская традиция, своеобразный дресс код. Обычно все участницы фестиваля приезжают в костюмах. Они не обязательно должны быть традиционными, но элемент народного стиля всегда присутствует. Костюм сразу меняет походку: выпрямляется спина, ты понимаешь свой статус. Длинная юбка требует определенных правил поведения. Ты уже не помчишься, задрав хвост, а идешь степенно, павой.Мой костюм шила девушка, которую мне рекомендовала наша оперная прима Ольга Сосновская. На его пошив ушло полтора месяца. Жена мэра Суздаля, кстати, на все городские праздники ходит в изумительном русском сарафане, на который хочется смотреть бесконечно.

- Есть ли у вас единомышленники в республике?
- В Коми многие занимаются лоскутным шитьем. Есть даже призеры и победители различных фестивалей. Например,мастерица ремесленного центра «Зарань» в Выльгорте Валерия Михайловна Иванова. Она -Народный мастер России, лауреат фестивалей «Лоскутные узоры России», 2003, 2007. Лауреат IX Всероссийского фестиваля "Лоскутная мозаика России". В прошлом году в Суздале на фестивале, знаю, были две женщины из Печоры. В этом году–кроме меня, еще учительница из сыктывкарской школы №4 Надежда Вишератина. Все мастерицы, в общем-то, известны. Задача собрать всех вместе и найти место для творчества. На будущий год, уверена, наша делегация должна увеличиться.

- Почему бы, например, не ввести тему лоскутного шитья в школах на уроках труда? Сегодня, максимум, чему учат девочек, это пришивать пуговицу.
- Наверное, я не в курсе. У меня два внука. Но, думаю, это было бы полезным для любой девочки: уметь пришить, заштопать. Сейчас, к сожалению, мало кто старается сохранить вещи.

- Если я захочу заняться лоскутным шитьем, с чего стоит начать?
- Во-первых, надо решить для себя, насколько серьезно вы готовы этим заниматься и для чего. Во-вторых, прийти и послушать мастера, который даст вам азы мастерства. В основном, лоскутные работы состоят из фигур (треугольников, квадратов, полосок). Для того чтобы создать композицию, нужно научиться собирать фигуры – правильно; резать ткань – правильно; гладить – правильно. Есть методики, которые необходимо знать.Результат будет зависеть от вашего трудолюбия и фантазии. Но знаю точно: если вы вступите на эту тропу, то к какой-либо цели она приведет вас в любом случае. И как заноза будет сидеть в вас.

- Что в вашем личном багаже?
- В основном, я шью для своей семьи. Хотя, есть и заказы. Многие свои работы дарю друзьям и знакомым - все очень довольны.

- Я знаю, у вас была как-то выставка в Ухте.
- Да, мы делали общую выставку несколько лет назад: Татьяна Васильева, Майя Волкова и я. Сохранилась книга отзывов, в которой много добрых слов. Было видно, что люди интересуются моими лоскутными работами, и им это надо.

- Значит, стоит повторить. Привезти в Ухту новые работы, провести свой матер-класс.
- Почему нет? Если желание будет обоюдным – все возможно.
***Специально для Суздаля Татьяна Тюпенко сшила костюм (фото вверху).

НАША СПРАВКА:
*Кульминацией фестиваля стало создание большого лоскутного одеяла, собранного из ста «квадратов» размером «метр на метр». На будущий год организаторы надеются установить рекорд: собрать на лугу Суздальского Кремля одеяло из 1000 «лоскутов».

* Для демонстрации фестивальных работ свои залы предоставил Спасо-Евфимьевский монастырь. Многие работы по окончанию фестиваля были подарены детским домам Владимирской области.

* Работа «Ведучка» Натальи Вихровой из Читы стала победителем фестиваля. В октябре мастерица отправится с ней представлять Россию в Хьюстоне, на самом крупном в мире международном квилт-фесте.



Елена Шелест, собкор еженедельника «НЭП» vovk198965@mail.ru
Фото из архива Татьяны Тюпенко

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами