Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

На Северной магистрали увековечили память о Стройке 501

На Северной магистрали увековечили память о Стройке 501

На Северной железной дороге заканчивается установка памятных досок, посвященных строительству железной дороги Чум – Салехард – Игарка (Стройка 501) на территории современной Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Дорога являлась частью масштабного проекта СССР 1940-х-1950-х гг. – Трансполярной магистрали, которая должна была соединить побережье Баренцева моря с берегами Охотского моря и Чукоткой, но так и не была завершена.

Памятные доски устанавливаются в зданиях на станциях от Чума до Лабытнанги и содержат краткую информацию о станции, строителях и авторах проекта магистрали. Всего планируется увековечить память о 12 пунктах железной дороги: 4 станциях, расположенных на территории Республики Коми (Чум, Сейда, Елецкая, Хорота) и 8 станциях в ЯНАО (Полярный Урал, Собь, Платформа 134 км., Платформа 141 км., Харп – Северное Сияние, Обская, Лабытнанги, станция Корчаги). При этом последняя станция – Корчаги – располагавшаяся на территории современного Салехарда, в настоящее время не существует.

Установка памятных досок приурочена к 90-летию образования ЯНАО и 65-летию передачи построенной дороги в эксплуатацию Министерства путей сообщения СССР. Установку памятных досок инициировала общественность Ямала, предложившая таким образом сохранить для потомков историю железной дороги и отдать дань памяти всем участникам строительства. Проект реализуется Северной магистралью совместно с правительствами Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми.


СПРАВКА:


Магистраль Чум - Салехард - Игарка строилась в 1947-1955 гг. силами заключенных ГУЛЖДС МВД СССР. На сегодняшний день от нее сохранился только участок железнодорожного пути Чум – Лабытнанги. Главными целями проекта было освоение арктической зоны, связь двух водных транспортных артерий (Обь и Енисей) и повышение обороноспособности государства в Арктике.

В период с 1947 по 1948 гг. была проложена трасса от станции Чум до реки Обь (рабочий поселок Лабытнанги). В 1949-1953 гг. велось строительство железной дороги на участках от Салехарда через Надым до реки Енисей (станция Игарка). Планировалось до 1955 года проложить и ввести в эксплуатацию путь протяженностью 1480 км. Строительство половины дороги велось в условиях вечной мерзлоты и отсутствия каких-либо дорог и крупных населенных пунктов. В мае 1953 года, после смерти Иосифа Сталина, масштабный проект был остановлен, рабочие и часть материальных ценностей были вывезены. Строящийся участок от Салехарда до Игарки был заброшен, а участок Чум – Лабытнанги активно эксплуатируется в настоящее время и в будущем должен стать важным звеном Северного широтного хода.


Источник: szd.rzd.ru
Фото: szd.rzd.ru

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами