Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Названы победители международного конкурса фотожурналистики имени Стенина

Названы победители международного конкурса фотожурналистики имени Стенина

Жюри международного конкурса имени Андрея Стенина определило победителей этого года. Нападение боевиков на гостиницу в Кении, мигранты из стран Латинской Америки, прорывающиеся в США, Воркута — самый быстро вымирающий город России: в кадрах лауреатов — то, за что берутся немногие фотографы, но о чем нельзя молчать.

У центрального входа в здание МИА «Россия сегодня» висит серая мемориальная доска: «Фотожурналист Стенин Андрей Алексеевич. Убит при исполнении профессионального долга под Донецком 06.08.2014». Под надписью — две алые гвоздики. Талантливому репортеру в этом году исполнилось бы сорок. И, помимо холодного мемориала, о нем есть память живая: ежегодный конкурс для молодых фотографов до 33 лет, названный в честь Андрея, уроженца Печоры.  

Началось все шесть лет назад — сначала скромно. Сегодня организаторам присылают работы со всего мира, в жюри заседают звезды фотожурналистики, выставки финалистов проводят в Историческом музее, Совете Европы и штаб-квартире ООН. 

«Это единственный международный профессиональный конкурс для молодых фоторепортеров в России, который становится трамплином в их карьере», — отмечает генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев. 

В этом году все пришлось, по понятным причинам, проводить дистанционно. «В отличие от конкурса, хороший кадр сделать удаленно нельзя, ведь фотограф должен оказаться в гуще событий. Ему нужно настроить свои эмоции на общую волну, выбрать такой ракурс, который сделает происходящее более ярким, чем в реальности. Мастерство фоторепортера сродни работе скульптора: собрать энергию, огранить ее, убрав все лишнее, и представить так, чтобы не оставить никого равнодушным», — подчеркнул Киселев.

Глядя на кадры финалистов, понимаешь: они так и сделали. Гран-при в этом году присудили фотографу Луису Тато за серию «Теракт в отеле DusitD2» о нападении боевиков на гостиничный комплекс в Кении в 2019-м. Стать главным лауреатом конкурса Стенина испанцу удалось, как в сказке, с третьей попытки.

Еще в прошлом году он торжественно пообещал организаторам: «Remember my face, I'll be back». И вернулся.

«Я становился призером конкурса уже несколько лет, и качество моих работ растет вместе с ним», — отметил он.

На вопрос, кто первый узнает радостную новость, тут же отвечает: «Конечно,  мама! Несмотря на бесконечную поддержку и веру в меня, она очень переживает, если мне угрожает опасность».

Разработчик препарата от коронавируса «Арепливир» Петр Белый, объявлявший победителей в номинации «Главные новости», очень точно определил ее суть: «Найти самый нерв волнующего события». Здесь лучшим признали пронзительный кадр «Похороненная справедливость» британки Линзи Биллинг, сделанный на Филиппинах: в мутной воде плывет тело связанного человека, жертвы кампании против наркоторговли, напоминающее распятого Христа. 


Линзи Биллинг. Великобритания. Похороненная справедливость. Главные новости. Одиночная работа

Среди серий жюри отметило француза Жофрэ Гиймара: герои его «Южной границы» — мигранты из стран Латинской Америки, которые рвутся в США за лучшей жизнью.

«Темы, выбранные в этом году, — глобальные гуманитарные вызовы, экология, нарушение социального равноправия, — чрезвычайно актуальны для современного общества», — подчеркнула на церемонии официальный представитель МИД России Мария Захарова. 


Жофрэ Гиймар. Франция. Южная граница. Главные новости. Серия фотографий



Жофрэ Гиймар. Франция. Южная граница. Главные новости. Серия фотографий



В номинации «Моя планета» первое место в одиночных кадрах досталось работе репортера из Калькутты Сумита Санья.

Его «Жизнь на краю» — история о жителях острова Мусуни, у которого море постепенно отвоевывает сушу. 

В сериях жюри выделило хроники земляка Андрея Стенина из Коми Сергея Паршукова. «Проект «Столица исчезающего мира» "Я снимаю около двух лет, периодически приезжая в Воркуту. Население там стремительно сокращается — это ведь самый быстро вымирающий город России», — говорит фотограф.

Своей работой он, однако, не совсем доволен: «Быть может, «тот самый» снимок я еще не сделал».


Сергей Паршуков. Россия. Столица исчезающего мира (долгосрочный проект). Моя Планета. Серия фотографий



Сергей Паршуков. Россия. Столица исчезающего мира (долгосрочный проект). Моя Планета. Серия фотографий

Сергей Паршуков. Россия. Столица исчезающего мира (долгосрочный проект). Моя Планета. Серия фотографий

В спортивной номинации победил снимок турецкого фотографа Шебнем Кошкун: фридрайвер из Турции Сахика Эркумен тренируется в ледниковой пещере Гилиндире, собираясь установить рекорд погружения — 90 метров.


Шебнем Кошкун. Турция. Пещера Гилиндире. На одном дыхании. Спорт. Одиночная работа

Чтобы снимать такие редкие, но опасные кадры, Шебнем получила сертификат дайвера.

«Я верю, что один снимок может изменить мир. И после царящего сейчас засилья однотипных изображений мы все равно вернемся к подлинному искусству», — полагает она.

Лучшей спортивной серией признали хронику российского журналиста Павла Волкова о его друге Алексее Талае. У него нет ни рук, ни ног, но он стал мастером спорта по плаванию, членом Паралимпийской сборной Белоруссии и счастливым семьянином. 

Павел Волков. Россия. Алексей Талай. Спорт. Серия фотографий





Павел Волков. Россия. Алексей Талай. Спорт. Серия фотографий

Фотография Юрия Смитюка «Остров Врангеля», сделанная во время круиза на ледоколе «Капитан Хлебников», оказалась не только главной в номинации «Портрет. Герой нашего времени», но и фаворитом онлайн-голосования. Ее герой — молодой полярник Павел Кулемеев, который работает инспектором в заповеднике в самой северной части российской Арктики.

«У людей на этом клочке земли посреди льдов все простенько и сурово: печка-буржуйка, спартанские места для сна, минимальный набор продуктов и консервов. Этот молодой человек променял большой город на заточение, но он герой!» — рассказывает Смитюк. 

Среди серий награду присудили нарративу Данило Гарсия Ди Мео «Кватрани». Дети землетрясения», посвященному молодежи городка Л’Акуила.


Данило Гарсия Ди Мео. Италия. Кватрани. Дети землетрясения. Герой нашего времени. Серия фотографий

«Великий фотограф — это всегда еще и человек с большим сердцем. Ведь цель тех, кто выбирает эту профессию, — ломать шаблоны и стереотипы», — считает итальянец.

У самого Ди Мео это уже получилось. Он стал первым иностранным победителем конкурса Стенина в 2016 году, получив Гран-при за работу «Летиция, история невидимой жизни» о парализованной девушке с церебральным параличом. Прикованная к инвалидной коляске, Летиция может лишь глазами показывать на буквы, но благодаря семье и потрясающему жизнелюбию она никогда не унывает.

«Наша дружба оказалось главной наградой», — признается Ди Мео.

А уже через два года сделать другой снимок, полностью изменивший жизнь человека, удалось фотографу из Ирака Тайсиру Махди. Мальчика Касима Алькадима с завоевавшей Гран-при фотографии «Желание жить», который играл со сверстниками в футбол на костылях, привезли в Россию, где врачи сделали ему полноценные протезы.


Тайсир Махди. Желание жить

Семье подростка, подорвавшегося в детстве на мине, не удалось бы собрать денег на лечение, если бы его не оплатил благотворительный фонд клуба «Спартак». «У Касима сейчас все хорошо: он заново научился ходить, а главное — гоняет с мячом не хуже своих друзей», — говорит Тайсир. 

Международному жюри, состав которого каждый год меняется, чтобы сохранялась объективность результатов, тоже пришлось совещаться онлайн. Шести профессионалам нужно было пересмотреть около пяти тысяч фото. Однако споров в этом году не было: фаворитов определили почти единодушно. «Сильная фотожурналистика, которой в этом году меня порадовал конкурс Стенина, на голову выше шаблонов, потому что основана на сочетании композиции с эмоциями», — заявила один из членов жюри, фоторедактор международного отдела новостей газеты Washington Post Хлоэ Коулман. Ее коллега Димитри Бек, фотодиректор парижского издания Polka, заметил: «Отличный снимок может обладать удивительной силой, выйти за пределы формального двухмерного восприятия. Как раз такие работы мы отметили». 

По словам куратора конкурса, руководителя службы визуальных проектов МИА «Россия сегодня» Оксаны Олейник, приглашение присоединиться к жюри ведущие фотографы принимают с удовольствием. А в случае отказа никогда не ссылаются на идеологические причины. «У профессионального мира нет надуманных границ. А еще им всегда интересно посмотреть на работы молодых. Да, мало кто из участников конкурса работает в серьезных агентствах, так что мы не ждем портрета Трампа с сессии ООН или гол с Олимпиады. Но так даже лучше, потому что они сами находят и прорабатывают темы, за которые еще никто не мог, не думал или не смел взяться». 

Прием заявок от участников на следующий год традиционно начинается 22 декабря, в день рождения Стенина.









Источник: ria.ru
Фото Сергей Савостьянов/ТАСС

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами