Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Пять книг, которые созданы для семейного чтения у рождественской елки

Пять книг, которые созданы для семейного чтения у рождественской елки

1.Юрий Левитанский. Диалог у новогодней елки. Стихи. Санкт-Петербург, "Детгиз", 2017.

Эта книга - удивительна. И не только потому, что взрослые стихи Юрия Левитанского впервые изданы в детском формате - настоящая поэзия рано или поздно приходит к детям. А самое удивительное в этой книге - любовь к автору, к поэту Юрию Давидовичу Левитанскому. Любовь эту нельзя не почувствовать, потому что она здесь во всем - в обложке, в каждом рисунке Натальи Салиенко, летящем по снежной бумаге, в послесловии поэта Евгения Клюева, совсем непохожем на обычные послесловия к детским книжкам. Вот как оно завершается:

"Мы познакомились более двадцати лет назад, в бурное время, которое называлось странным словом "перестройка" и о котором вы, наверное, слышали только от ваших дедушек и бабушек. Многое менялось в ту пору, словно в сказке Ганса Христиана Андерсена: знаете сказку о том, как ветер перевесил все вывески в Дании? Так вот, тогда ветер перевесил все вывески в России. Помню, как мы с Юрием Давидовичем ходили по совсем новой вдруг Москве и он спрашивал, спрашивал, спрашивал: это как теперь называется? А это? А вон то?

Что я мог ответить? Я ведь и сам почти ничего вокруг не узнавал.

Потом настал 1996 год.

Год, когда не стало Юрия Давидовича, а ветер в России так и продолжал перевешивать вывески.

Я не был на прощании с ним и поэтому представляю себе его живым. Живой он, конечно, и есть... Только, наверное, опять на какой-нибудь другой планете... Ходит - как ходил по этой земле, и задает бесконечные свои вопросы.

Которые задают только дети.

И поэты.

Это что у вас? А это? А вон то?

И Бог терпеливо отвечает ему:

"Это дерево, Юрий Давидович.

А это небо.

А это дым".


2. Два Мороза. Русские народные сказки. Рисунки Веры Павловой. Москва, "Нигма", 2017.

Эта небольшая и очень красивая книга напоминает те издания начала ХХ века, которые сохранились сейчас лишь в музеях и у коллекционеров. Они способны создавать вокруг себя атмосферу уюта, неспешности и скорого праздника.

В книгу вошли три классические русские сказки: "Два Мороза", "Морозко", "Царевна-сера утица", а создала к ним иллюстрации Вера Владимировна Павлова. Эта петербургская художница, родившаяся в Читинской области, обладала исключительно глубоким даром постижения литературных образов средствами изобразительного искусства. Ее работы - чуть суровые, благородные в каждом штрихе - восходят к русской иконе. Очевидно, что иконопись потеряла в лице Павловой большого мастера, но разве теперь можно представить прозу Ивана Шмелева или Алексея Ремизова без иллюстраций Веры Павловой? А "Детский альбом" Чайковского! Тот, кто видел эти издания, уже никогда не пройдет мимо книг с иллюстрациями Веры Павловой.

3.Юрий Коваль. Красная борода. Сказки и стихи. Москва, "Мелик-Пашаев", 2017.

"1955 год, Пединститут им. Ленина, первая лекция... Я вижу, как какой-то парень в сером пиджачке, худощавый, кудластый, быстро поднимается по лестнице... В несколько прыжков незнакомец достигает вершины и, победно обозрев всех собравшихся крупными, немного выпуклыми глазами, приземляется рядом со мной. Мы знакомимся. Фамилия у быстроногого абитуриента оказывается звучной, энергичной - Коваль..."

Так начинаются воспоминания Леонида Мезинова о Юрии Ковале.

В книгу "Красная борода" вошли две сказки, написанные друзьями еще в студенческие годы. Красная Борода - так звали одного из трех маляров, которые жили в глухом лесу. Что же они там красили? Ну уж, конечно, не заборы.

Вот какую песенку напевал маляр по имени Синяя Борода:

В чистом поле, у реки,

Крашу, крашу васильки.

Крашу речку в синий цвет:

- Эй, карасики, привет!

Просит маленький карась:

- Ты покрась меня, покрась!..

Кроме сказок в книгу вошли одиннадцать стихотворений Юрия Коваля для детей. Художник так празднично украсил книгу, что хочется вслед за дядей Зуем (героем книги Юрия Коваля "Чистый Дор") воскликнуть: "Слепит!.. Глаза ослепляет!.." А любовался дядя Зуй на новенькую клеенку, которую завезли в сельпо. На клеенке - синим по белому - были нарисованы васильки.

Дядю Зуя вспомнил, а как зовут художника - чуть не забыл сказать. Его зовут Алексей Чаругин!

4.Геннадий Цыферов. В медвежачий час. Рисунки Ф. Лемкуля. Санкт-Петербург - Москва, "Речь", 2016.

"Простота истинности и простота любви" - когда-то так назвал свою статью о сказках Геннадия Михайловича Цыферова замечательный пушкинист и яркий мыслитель Валентин Семенович Непомнящий. Очевидно, эта таинственная простота и притягивает до сих пор детей к сказкам Цыферова, к мультфильмам, созданным по его сценариям. Гениальный "Паровозик из Ромашково" пленяет ребятишек сегодня так же, как пленял их дедушек и бабушек полвека назад (мультфильм по сказке Цыферова был создан в 1967 году).

Одним из лучших иллюстраторов книг Геннадия Цыферова был Федор Викторович Лемкуль. Он умел подчеркнуть притчевую природу сказок Цыферова, их поэзию и философичность.

Разве не философична, к примеру, вот эта сказка:

"Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил: "Всё приходит". А другой: "Всё уходит".

Просыпался утром медведь и радовался:

- Смотри, пришло утро!

- Ну да, - плакал ослик, - ведь ушла ночь.

И днем было так же. Опять медведь кричал:

- День явился!

И снова плакал ослик: "Ну да, ведь ушло утро..."

А однажды было вот что. К ним в гости пришел слон.

- Смотри, смотри! - заорал Мишка. - К нам пришел слон.

Ну да, - заплакал ослик, - ведь он ушел из дома..."

5.Виктор Драгунский. Рыцари и еще 60 историй. Иллюстрации Алексея Капнинского. Москва, Издательский проект "А" и "Б", 2017.

Чудеса в решете! Небывальщина! Что еще можно было сказать лет тридцать назад в ответ на предположение, что наступит время и филологи будут комментировать "Денискины рассказы", толковать "про ушедшие в прошлое реалии жизни Дениски Кораблева".

Мы, читатели Драгунского 1970-х годов, конечно, догадывались, что когда-нибудь - через тысячу лет! - современная нам жизнь будет выглядеть вполне ископаемой. Но то, что это случится на нашем веку, да и еще до нашей старости, - полная фантастика.

Илья Бернштейн, "легендарный воскреситель книг и имен" (именно так назвал его в "Новом мире" Павел Крючков), создал издательский проект "А" и "Б" и вот уже несколько лет выпускает серию "Литературные памятники ХХ века" - причем это памятники советской детской литературы! Вышли уже "Кондуит. Швамбрания" Льва Кассиля, "Республика ШКИД" А. Пантелеева и Г. Белых, "Три повести о Васе Куролесове" Юрия Коваля, "Приключения капитана Врунгеля" Андрея Некрасова...

И вот - "Денискины рассказы". Из 430 страниц книги 200 занимают комментарии! Но не пугайтесь. Для тех, кто помнит "Денискины рассказы" с детства, эта часть книги - самая интересная. Здесь повествование о жизни Виктора Драгунского с множеством фотографий. Очерк "Денискины рассказы" как феномен Оттепели". Статья о судьбе дома и двора, где происходит действие "Денискиных рассказов". Рассказ о том, как редакторы правили Драгунского и что из этого получилось.

Самое забавное, что правят Драгунского до сих пор. Если в одном из советских изданий жертвой редактуры пал, к примеру, командир батареи, который после каждого залпа "звонко матерился", то в ХХI веке "октябрятская вожатая Люся" стала просто вожатой, а в крылатой Денискиной фразе "Не надо, мы скромные советские ребята!" современные издатели вычеркнули слово "советские", посчитав, очевидно, что пропажи никто не заметит.

Комментарии к "Денискиным рассказам" подготовили Денис Драгунский, Ольга Михайлова и Илья Бернштейн. Из них можно узнать не только об ушедших в небытие телефонах-автоматах, радиолах, электрополотерах и махорке, но, главное, о том, что в рассказах Драгунского все по правде: друг Мишка он и в жизни был Мишка. Учительница Раиса Ивановна и в самом деле учила Дениску в начальной школе.

А вот из тех мест, что упоминаются в "Денискиных рассказах", в неприкосновенности остался лишь "Зоомагазин" на Старом Арбате. Там, очевидно, по-прежнему можно увидеть тропических рыбок.


Источник: RG.RU
Фото: Depositphotos

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами