Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Ухтинский «подстрочник»: 55 страниц накануне четверга

«…Север стоит, чтоб о нем грустили,
Север стоит, чтоб к нему рвались.
Скажем после: здесь мы жили-были
Не какой-то месяц, а всю жизнь».
(Василий Журавлев-Печорский, посвящение А. Рекемчуку из стихотворения «Голубаны»).

Их стихотворные строки нередко становились городским фольклором. Слагаясь в песни, они исполнялись как гимны любимому городу. Проза и пьесы шли в народ с не меньшим рвением: превращались в спектакли, фильмы, радиопостановки. Их книги (а их более ста) печатались далеко за пределами республики, переводились на многие языки мира. Эти словесные творения стали своего рода уникальным «подстрочником» к Северу: 55 страниц об Ухте, сверстанных накануне четверга. Встречаться раз в месяц на литературных коллегиях каждую третью среду и выпускать поэтическую газетную страницу – это «рекемчуковская» традиция. Так изначально повелось, с середины 1950-х, с Александра Рекемчука.


Своим почерком на «скудном материке»


Для Ухты Рекемчук стал литературным «ледоколом», вскрывшим творческие глыбы, не одно десятилетие формировавшиеся на гулаговском пространстве Чибью. Однако эта «оттепель» талантов произошла отнюдь не на пустом месте. К этому были предпосылки, в частности, сохранились сведения о существовании литературного кружка при редакции газеты «За ухтинскую нефть». О нем упоминается в повести «Парус поднимаю», написанной бывшим узником Ухтпечлага Виктором Самсоновым. Известно, что он некоторое время работал с Петром Губенко (отбывающим срок с 1933 года), который до заключения был известен на Украине как писатель-сатирик Остап Вишня. Он продолжал литературную деятельность и в тюремных условиях: занимался устройством лагерного театра, писал пьесы и, так или иначе, участвовал в литературных событиях Чибью.

В это же время в неволе на реке Ухте пребывали будущие писатели Олег Волков и Георгий Демидов. Собрания литературного кружка в редакции проходили не регулярно, от случая к случаю, но тем не менее отдельные произведения до середины 1950-х годов все же увидели свет. Так, в 1954 году на страницах газеты «Ухта» появилось первое стихотворение Николая Володарского (впоследствии члена Союза писателей СССР).

На 55-летие Ухтинского литобъединения, которое наши поэты и прозаики отметят 16 марта, его основатель 83-летний
Александр Евсеевич Рекемчук, прозаик, член Союза писателей России, приехать из Москвы, к сожалению, не сможет, но в телефонном разговоре он передал привет всем ухтинским «литовцам», а свои поздравления с юбилеем подкрепил приглашением талантливой пишущей молодежи города в Московский литературный институт имени Горького, профессором которого он является уже более тридцати лет.

Вспоминая оттепельные 1950-е, когда он студент-заочник Литинститута, корреспондент республиканской газеты «Красное знамя» по Ухтинскому и Троицко-Печорскому районам собрал коллег в редакции районной газеты «Ухта», Александр Евсеевич подчеркивает, что это были годы пробуждения творческой энергии в народе по всей стране, особенно среди молодежи.

«Тогда литературные таланты засверкали во всех республиках Союза. Как раз в то время в Магадане начинал свой творческий путь Василий Аксенов, в Киргизии – Чингиз Айтматов (мы с ним познакомились в Чехословакии в 1960-м году), в столице – Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко. Ухта не стала исключением. В редакции местной газеты, которая размещалась в деревянном доме по улице Октябрьской, собиралось в те годы много талантливых писателей: и Анатолий Знаменский, и Николай Володарский, и Анатолий Козулин, и Ирина Махонина, и Василий Журавлев-Печорский - поэт, которого я нашел на Печоре в «Коровьем ручье».

Этот деревенский юноша опубликовал свой рассказ «Доктор зеленого мыса» в журнале «Огонек» уже в 1955 году. Удивительное было время! По средам приходили читать стихи и совсем юные сочинители, и молодежь, приехавшая покорять Север, и бывшие «гулаговцы». «Отцы и дети» бурно спорили, обсуждали новые произведения, знакомились с мировой литературой. Мы открывали наши литературные гостиные и в городской библиотеке, и в ЦДК. Тогда же я узнал, что на окраине Ухты живет Сергей Довлатов (в то время он служил в войсках охраны). Позже одна из его первых книг была издана моим независимым издательством «Пик»», - рассказывает Александр Евсеевич.

В период его руководства Лито в 1958 году приложением к газете «Ухта» вышел первый сборник «Стихи ухтинцев», составленный из произведений двенадцати авторов. Кстати, за 55 лет существования творческого объединения таких сборников выпущено на удивление мало: «В краю таежном» (1965) со стихами, прозой, драматургией и публицистикой 27 ухтинских авторов (впоследствии 14 из них издали свои книги, а семеро стали членами Союза писателей СССР), «Отражение» (1993) и «Перекаты (2008). В этом году ожидается очередной юбилейный сборник.

Александр Евсеевич считает Ухту родным городом, «трамплином» своей писательской карьеры. Здесь он выпустил первые книги рассказов «Стужа» (1957) и «Берега» (1959). Здесь написал повести «Все впереди», «Время летних отпусков», «Молодо-зелено» и киносценарии. В 1960-м году вместе с режиссером «Мосфильма» Константином Воиновым он около месяца работал в окрестностях Ухты на съемках киноленты «Время летних отпусков» (сценарий к фильму Рекемчук написал по своей одноименной повести). Впоследствии он какое-то время являлся главным редактором столичной киностудии.

После своего отъезда в Москву в 1963 году в Ухту он приезжал лишь однажды – в 1965-м для сбора материала к роману «Скудный материк» (был опубликован в журнале «Москва» за 1968 год, неоднократно переиздавался). В романе действие происходит в Ухте и на нефтеносных площадях тундры, правда, вместо Ухты здесь фигурирует город Сосны, но тем не менее ухтинский «почерк» угадывается во всем.


Неиссякаемые пласты


Вчитываясь в биографию нашего Лито, не перестаешь удивляться его мощным творческим пластам. Свои университеты здесь прошел и писатель Анатолий Знаменский. «Там я общался с умным народом: академиками, композиторами, писателями…» - вспоминал он о своем ухтинском периоде. Лагерная жизнь (шесть лет он отбывал срок в Ухтпечлаге) заставила его освоить множество профессий - от строителя-разнорабочего до заведующего отделом промышленности районной газеты «Ухта». Его литературное наследие составило более сорока книг, при этом первые два романа «Неиссякаемый пласт» и «Ухтинская прорва» он написал в Ухте.

Впервые они были опубликованы Коми книжным издательством, затем неоднократно переиздавались в столицах. В 1957 году после выхода в свет романа «Ухтинская прорва» Знаменского приняли в члены Союза писателей СССР. Роман был посвящен открытию первых месторождений в нашем районе и строительству дороги на Ухту. Анатолий Дмитриевич уехал из Ухты в Краснодарский край в 1960-е годы.
С первых дней в Ухтинское литобъединение вошли детские поэтессы Марианна Вехова и Ирина Махонина (они уехали из Ухты в 60-е годы, их книги почти ежегодно выходили в центральных издательствах «Детская литература», «Малыш»).

В 1959 году в Коми книжном издательстве вышла книга «Стихи для маленьких» с поэтическими автографами ухтинских детских поэтов – Веховой, Сахарнова, Журавлева-Печорского. В том же 1959 году отдельной книжицей под заголовком «На самолете» были опубликованы стихи Ирины Махониной.

Член Союза писателей СССР Василий Степанович Журавлев (Журавлев-Печорский — псевдоним) за свою жизнь издал девятнадцать книг, из них около половины вышло в Москве. Первая появилась в Сыктывкаре в 1957 году под лирическим названием «Моя звезда». Его сборники завораживают не только содержанием, но и самими заглавиями: «Моряна», «Взводень», «Поветерь», «Заливень», «Стреха»... Все они насквозь пронизаны любовью к Северу: «Пока бушует в сердце Север — я молод, значит, я живу».

Ухтинский период в его биографии короток: порядка трех лет он проработал в редакции газеты «Ухта». На литературном поприще стартовал стремительно, ярко, талантливо. В конце 1950-х он уехал на берега своей любимой Печоры, где и провел большую часть своей жизни, прославляя ее живописность в стихах. Поэт писал: «Хожу по земле, смотрю, с людьми встречаюсь, а после им же рассказываю о красоте родной земли. Кажется, чего проще! Нет! Нелегко теплое слово найти — такое, чтоб кричало, незаметно западало в сердце и оставалось там на долгие годы». И слово его действительно кричало. Его не стало в 1980 году. Седьмого марта ему бы исполнилось 80 лет. В канун его юбилея в Усть-Цильме прошли литературные чтения и вечер памяти, исполнялись песни на его стихи.

Николай Володарский выпустил в Коми книжном издательстве десять поэтических сборников. «Не пугайтесь вы облачка белого, прилетайте на ЯКе, на ТУ. Ведь недаром жемчужиной Севера называют наш город Ухту», - пожалуй, самая цитируемая ныне строка из его стихов.

Ухтинский геофизик Борис Купчинкин написал семь пьес. Спектакль по его пьесе «Ты увидишь новое небо» был поставлен на сценических подмостках ЦДК в 1961 году. Купчинкин стал первым драматургом, пьесу которого играли не только в Ухтинском народном драмтеатре, но и на сцене других театров республики.

В 1960-х годах была опубликована радиопьеса молодого ухтинского журналиста Анатолия Козулина «Где-то в тайге».
Детский писатель, поэт-песенник, баянист, член Союза писателей Александр Константинович Журавлев попал в литобъединение, будучи учеником восьмого класса. Увидел объявление в газете «Ухта» и пришел в редакцию. Как вспоминает, первый раз озвучить свои опусы не решился, зато потом с головой погрузился в творческую атмосферу. Впервые он увидел свои стихи опубликованными в сборнике «В краю таежном», а спустя тридцать лет сам возглавил литературные «слеты». За свою творческую жизнь Журавлев издал десять поэтических сборников. Написал слова к нескольким песням об Ухте, в том числе к балладам «Молодая Ухта» и «Сердце помнит» на музыку Геннадия Музурова.

В последней есть такие строчки:
«Ранние зимы, поздние весны,
Ночь, как невеста, в мае бела.
Край мой таежный, край нефтеносный,
Сердце помнит, как любовь пришла».

За более полувека рулевыми Ухтинского литобъединения являлись Александр Рекемчук, Николай Володарский, Борис Купчинкин, Борис Шахов (его именем назван Центр коми культуры Ухты), поэты Геннадий Иванов и Игорь Терновский, Александр Журавлев, Павел Корюгин.


Час прозрения


По воспоминаниям коллег по Лито, Павел Корюгин был человеком энциклопедических знаний с уникальным мироощущением. Геофизик по профессии, в душе он был поэтом и философом. Писал стихи, прозу (рассказы и романы), занимался наукой. Стал автором монографии «Ритмология», посвященной теории стиха. В ней он предлагал поэтам свою оригинальную концепцию стихосложения. Правда, труд так и не был опубликован, хотя и рецензировался московскими филологами.

Павел Федорович мог на официальном собрании, не обращая ни на кого внимания, читать с карандашом в руке философские трактаты Владимира Соловьева. В 1990-е годы он основал в Ухте клуб «Гнозис», на занятиях которого преподавал историю мировых религий учителям, юристам, врачам - словом, городской интеллигенции. Делал это с энтузиазмом, как и все, за что брался.

Возглавив в 1998 году Ухтинское литобъединение, он вскоре создал при нем детско-юношескую литературную студию «Огонек», причем устраивал встречи с юными талантами каждую неделю, не оставляя без внимания взрослых. В поэтических «головоломках» многим из них помогал советом, находил точные по смыслу и эмоциональной насыщенности слова.

Он ратовал за издание альманаха Лито, занимался его составлением. Благодаря его стараниям литобъединению удалось издать два сборника со стихотворениями школьников и студентов, один из которых назывался «Любимое время» (вышел в свет в 2003 году к пятилетию студии «Огонек»). Для республики это стало беспрецедентным событием. Позже примеру ухтинских литераторов последовали сыктывкарцы, издав аналогичный сборник.

Павла Федоровича не стало в 2006 году, он так и не дождался издания альманаха «Перекаты». У него самого вышел всего один самиздатовский сборник «Час прозрения». Виктор Карелин написал о нем несколько прозаических миниатюр, в которых представил его большим ребенком, коим он был и в жизни, и в творчестве.

«Удивительно, но деревенский мальчишка по рождению, стал интеллигентом по призванию. А из тех, кто крутил нашу литературную «карусель», он, пожалуй, был самым упорным, продолжавшим это делать, несмотря ни на что, с почти маниакальной самоотдачей», - говорит Виктор Антонович.


Физики-лирики


Именно таковыми являются нынешние руководители Лито: преподаватель физики и электротехники Горно-нефтяного колледжа, поэт Владимир Аншуков и математик, поэт и прозаик Виктор Карелин. После того, как не стало Павла Корюгина, они решили не бросать объединение на произвол судьбы и сохранить все его традиции. Они по-прежнему собираются каждую третью среду в Доме творческих работников, устраивают тематические вечера, обсуждают тексты, проводят творческие конкурсы. В каждом республиканском сборнике «Белый бор» творчество ухтинцев занимает достойное место.
Виктор Карелин ведет занятия «Огонька». По его словам, сегодня «активных» штыков» у них полтора десятка, в студии занимаются порядка десяти старшеклассников и студентов. Виктор Антонович сам пишет стихи, а свои хокку (японские трехстишия) и рассказы регулярно публикует в разных альманахах.

Уже четвертый год под редакцией прозаика Сергея Рулева выходит ежемесячный вестник объединения «Накануне четверга», на страницах которого можно найти новейшие произведения ухтинцев, в том числе пьесы, миниатюры в форме стихов в прозе, рассказы. Как говорит Сергей, этот альманах они считают творческой лабораторией, где есть место экспериментам, обсуждению и дебатам. Сам Сергей Рулев участвовал во всероссийском семинаре современной прозы в Перми, куда его пригласили после литературных семинаров в Сыктывкаре. В Лито он с середины 1990-х годов. Дебютировал в 1997-м, с издания сборника рассказов «Такси», вышедшего в Ухте.

Владимир Аншуков начал писать стихи со школьной скамьи, но серьезно увлекся литературой в 1992 году, когда пришел в литобъединение. Уже в 1997-м в Сыктывкаре вышел его авторский сборник «Стремление к бесконечности» с тридцатью стихотворениями (ему это не мешало участвовать в беговых марафонах Ухта - Сыктывкар, Ухта - Москва, Ухта - Ульяновск и даже Ухта — Москва - Берлин). Ухтинцам полюбилась и песня «Город надежды» на его стихи и музыку Геннадия Музурова, которая прозвучала впервые на конкурсе песен об Ухте в 1998 году.

Там есть такие слова:
«Печалью вдруг сердце заноет,
И снова далекою станет мечта.
Летите на Север, как птицы весною,
Любовь и надежду подарит Ухта».

Достижением ухтинцев Владимир Петрович считает участие в ежегодных Каблуковских литературных встречах, которые уже несколько лет проводятся в Тверской области. В альманахах, изданных в Твери по их итогам, опубликованы стихотворения наших поэтов Галины Сологуб, Риммы Лапиной, Натальи Фоменко, Семена Башкирова и самого Аншукова. Из двухсот участников встреч ухтинцы всегда оказываются в первой десятке.

Журналист, поэт Римма Лапина пришла в Дом творческих работников в 1993 году и сразу, с колес, попала в сборник «Отражение», в котором были опубликованы пять ее стихотворений. Занятия в Лито, творческое общение с коллегами, которых Римма Александровна считает своими единомышленниками и близкими по духу людьми, не прошло даром. Позже в 2000 году увидел свет ее авторский сборник «Налетел апрельский ветер...». Поэта Игоря Терновского она вспоминает с благодарностью, как учителя и наставника.

Городской романс на ее стихи «С добрым утром! Солнышко» и музыку
Александра Александрова на конкурсе песен об Ухте в 2003 году признали лучшим:
«Мой город не состарится,
Пока душа чиста.
«С добрым утром! Солнышко».
Добрый день, Ухта!»

Писательскую эстафету приняли молодые поэты и прозаики: член Союза писателей России Дмитрий Кривцов, Сергей Рулев, Евгения Перепон, Семен Башкиров и многие другие. Алексей Конаков, ныне живущий в Санкт-Петербурге, стал лауреатом литературной премии «Дебют» в номинации «Поэзия». Его стихотворения были опубликованы в журнале «Знамя».

Остается надеяться, что их творческая судьба будет достойным продолжением литературных традиций Ухты. Тем же «подстрочником» города, только к его современным реалиям и написанным новым интересным языком.


Павел Корюгин
Утренняя молитва
Алым пламенем струится
Из небесной выси свет.
Вышней воле помолиться
Вышел из дому Поэт.
Он шагает по тропинке,
Сердце – настежь, светел взгляд.
И ажурные снежинки
Божьей весточкой летят.
Все заботы он оставил,
Всю мирскую дребедень;
В тишине Творца восславил
За грядущий новый день.
Он к делам придет, ликуя!
Будет счастлив! Вновь и вновь
Он воспримет боль людскую,
Перельет ее в Любовь,
Разъяснит Слова и Числа,
Вспыхнет факелом во мгле!
…А иначе – нету смысла
Быть Поэтом на Земле.

Анатолий Пашнев
Север
Над твоим зачарованным сном,
В приполярном глухом изголовье,
Я вдыхал индевеющим ртом
Твое белое, Север, безмолвье.

Разгорались во мгле времена,
Словно грани расколотой льдины,
И плыла колдовская луна
Немигающим глазом совиным.

И лежал ты, почти не дыша,
Белый зверь, первобытный и дикий...
Холодела в восторге душа
И сливалась с Молчаньем Великим.

Наталья Фоменко

Сверкнешь звездою,
Выплывешь туманом,
Ночным морозцем выбелишь траву,
Я думать о тебе не перестану,
Пока дышу, пою, пока живу.
Цветешь ромашкой,
Манишь голубикой,
И я с тобой расстаться не спешу -
Мой вечный Север, Север светлоликий,
Пока живу, пою, пока дышу.

Владимир Аншуков
Весна

Все равно водою лед
Станет талою,
Все равно весна придет
Запоздалая.

Знаю, стынешь на ветру
Вербой тонкою,
Не надеясь на судьбу,
На жестокую.

Жаль, что я уже сгорел
Днями буйными,
А не то бы всю согрел
Поцелуями.

Ты о прошлом не жалей,
Верба тонкая,-
Из весенних светлых дней
Вера соткана.

Жди, остывшая во снах,
Жди, усталая,
Все равно придет весна
Запоздалая.

Римма Лапина

Поэзия
(пелевинские мотивы)

Поэзия — лишь рамки для души
В скитаниях от Бога и до Бога.
Петляет в неприкаянной глуши
Поэтов неприметная дорога.
Неторный путь для каждого один,
Стезя у каждого неповторима.
Идут до самой горней из вершин
Под собственной звездою пилигримы...

Нечаянно сюда я забралась,
Или судьба мне выбрала дорогу,
Но, спотыкаясь, плача и смеясь,
Бреду по бездорожью: с Богом... к Богу...

Виктор Карелин
Роберту Рождественскому
Утону я в твоих стихах.
Зароюсь в них, как в песке.
Чтоб пульсировала строка
жилкой
упрямою
на виске.
«...Огромная груда яблок.
Урожай! Куда их девать?
И валишься рядом, на бок,
Пьянящий запах вдыхать...»

Забью мысли рифмами,
Как щель в оконной раме.
Рекламы так обрывками
фильм забит на экране.

«За окном заря красно-желтая.
Не для крика пишу,
А для вышептывания...»

Мир твоей болью мерить,
Проблемы, как стены, круша.
В твои идеалы верить -
Как воздухом свежим дышать.


Фото из архива Веры Квачантирадзе, Ивана Кильдюшова, Виктора Карелина.
Татьяна Пашинская  info@nepsite.ru



Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами