Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

В кадре – Александр Мансуров

В кадре – Александр Мансуров
Кажется, только вчера Александр Мансуров переступил порог Ухтинской студии телевидения. А потом по совету коллег приобрел свой первый фотоаппарат. Только вчера обсуждал с товарищами по городскому фотоклубу «Тиман» новые снимки и фотовыставки. Вот недавно вместе с другими фотографами участвовал в творческих командировках, смотрах, республиканских биеннале. Не успел оглянуться – за спиной уж не одно десятилетие... И вот уже в городском Историко-краеведческом музее открылась его очередная персональная выставка.

Подарок от коллеги по цеху, художника Олега Сизоненко. Фото Александра СКОРНЯКОВА.

Попадая сюда, оказываешься будто в лаборатории фотохудожника: приглушенный красный свет фонаря, пленки, негативы, «контрольки», журналы «Советское фото», кофр и фотокамеры. «Вот он, мой дорогой», – говорит Александр Степанович, увидев в музее свой второй по счету фотоаппарат «Зенит-3М». Первый его «Зенит» не сохранился, зато уцелели «Киев», «Любитель» и две «Практики». С помощью одной из них, по словам фотографа, и сделаны почти все представленные на выставке снимки. Ретроспектива фотографической биографии Александра Мансурова, начавшейся более 50 лет назад, насчитывает 75 кадров, ровно столько ему исполняется 6 декабря. Эти фотографии кажутся художественными этюдами, выстроенными по законам светотени и «прорисованными» до мельчайших деталей.

Оттого герои и пейзажи на них, невзирая на цветовую лаконичность (сняты на черно-белую пленку), очень колоритны и живописны. Понимать природу света и тени и использовать ее в художественных целях Мансуров научился на Ухтинской студии телевидения, начав работать с осветительными приборами, затем взяв в руки кинокамеру. Будучи ассистентом кинооператора, участвовал в съемках фильмов «Главный геолог», «Когда прирастаешь сердцем», «Землепроходцы». Наблюдая, как работают с «картинкой» кинооператоры студии Алексей Гамбарян, Георгий Лисецкий, Яков Колунтаев и как они повсюду щеголяют с фотокамерами, он в начале 1960-х годов приобрел первую технику «Зенит-С». Почти «с колес» в его объектив попали поле и лес, затем – красивый паровоз с уходящими вдаль вагонами.

Позже стали появляться более сложные сюжетные композиции, которые автор осмелился представить широкой аудитории в 1965 году на выставке под эгидой только что созданного фотоклуба «Тиман». С тех пор он старался не пропускать общеклубные и республиканские смотры, часто проводившиеся в фойе ЦДК, в кинотеатре «Юбилейный» и Доме творческих работников. Богатство художественного содержания, живость и юмор его фоторабот возымели действие. В конце 1970-х годов в газете «Известия» появился его снимок «Папины помощницы». Одна за другой фотографии Мансурова стали публиковаться в журналах «Оружием юмора» и «Советское фото» в разделе тематических конкурсов. С каждым снимком у автора связана особая история. Например, по теме «Автомобиль не роскошь» он запечатлел автобус, открывший поутру глаза. «Чудаками» им были названы ухтинцы, непонятно зачем пилившие огромный рулон бумаги. А снимок «Сила притяжения» публиковался по тематике «Взгляд» и наглядно демонстрировал, что искусство обладает недюжинным магнетизмом.

Как-то в Новороссийске Александр Степанович случайно приметил телефонный аппарат, соединенный с трубкой железной цепью. Вскоре снимок «Цепная связь» появился на страницах газеты «Известия», журналов «Крокодил» и «Советское фото». Так в течение нескольких десятилетий на просторах нашей республики рождались его многочисленные фотографические этюды: ижемский пейзаж «Деревенька моя», устьцилемская ребятня, сыктывкарское «Заречье», интинские оленеводы, первые молодожены Усинска, ненцы острова Колгуев. Большая часть экспозиции посвящена, конечно, Ухте. Здесь и летний пейзаж реки Ухты, и великолепный архитектурный ансамбль Октябрьской площади 1960 года, и портреты горожан. Особенно запоминаются дети, например, искупавшийся в снегу мальчик или задумчивый Никитка, освещенный мягким и ровным светом. Морщинистые лица стариков одним своим выражением могут рассказать историю целой жизни.

Александр Степанович признается, что хоть и любит все свои фотографии, особо ему дороги снимки из серии «Скульптор – зима», которые он делал во время своих многочисленных лыжных прогулок по лесу. «Мне нравилось фотографировать елочки и разгадывать, какую снежную фигуру на этот раз слепила зима. Вот как будто старичок-лесовичок, а вот сердечко, а это похоже на модницу в шикарном платье», – говорит юбиляр. Несмотря на то, что уже несколько лет он не фотографирует, привычка замечать необычные явления в обыденной жизни осталась, поэтому время от времени его руки невольно ищут фотокамеру, с которой ранее был неразлучен. Александр Степанович, от всей души поздравляем Вас с 75-летием! Желаем здоровья и творческого долголетия!

«Былое и думы».

«Чаепитие».

Мастер сварки. Фото Александра МАНСУРОВА.

***По теме «Автомобиль не роскошь» он запечатлел автобус, открывший поутру глаза. «Чудаками» им были названы ухтинцы, непонятно зачем пилившие огромный рулон бумаги.
 


Татьяна ПАШИНСКАЯ pashinskaya@nepsite.ru

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами