Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Владимир Федоров: «Я все еще живой. Это главное»

Владимир Федоров: «Я все еще живой. Это главное»
Он появился в Ухте в конце 80-х годов прошлого века и сразу обратил на себя внимание. Симпатичный молодой парень, романтик с гитарой, пел в клубе, печатался в газетах, в 1989-м выпустил первый сборник стихов. Его было трудно не заметить. Он был уверен в себе, в меру нагл и бесконечно талантлив.

Затем Федоров переехал в Сыктывкар и поселился в поселке Верхняя Максаковка, недалеко от дома поэта Александра Алшутова, с которым, несмотря на большую разницу в возрасте, тесно сдружился. В феврале 1999 Алшутов умер, и Федоров со товарищи пилой «Дружба» дробил мерзлую землю для могилы друга. Работал он тогда, кажется, сторожем в совхозе «Пригородный». Время было голодное, безденежное и порой вместо зарплаты он приносил домой зеленые помидоры в целлофановом пакете. Чтобы семья не терпела лишений, ходил на охоту, промышлял дичь. А дотянув до весны, решил вернуться туда, откуда родом, на Волгу. На полках в библиотеках республики к этому времени уже стояли три книги его рассказов: «Человек сажает ягель», «Север на Западе» и «Под небом из бересты»…

Сегодня Федорову 48 лет. Он живет в Нижнем Новгороде. К уже упомянутым выше книгам добавились еще два сборника прозы – «Дети весны» и «Пасынки января». А также роман «Песни гипербореев», за который в 2003 году он получил звание лауреата журнала «Роман-газета» в номинации «Открытие».

Наше интервью получилось заочным, а по времени растянулось на несколько месяцев. Федоров не относит себя к «кнопочному поколению» и за компьютер садится не часто. Но друзей помнит. Потому и согласился рассказать, как и чем живет сегодня.

«Мне говорили, что ты хочешь сделать со мной материал. Я готов. Но ты должна понимать, что я не могу быть толерантен в определенных вопросах, – как всегда жестко и честно предупредил он. – Если ты помнишь, я бываю запредельно откровенен. Ничего не изменилось. Несмотря ни на что, я все еще живой, а это самое главное».

– Чем занимаешься, Володь?
– Литературой пока не занимаюсь – тяги нет. Вернее, мысли есть, а смысла их публиковать пока не вижу. За эти годы я написал несколько книг, выпускал культурно-просветительский журнал, пытался ощущать себя литератором, пока не разобрался до конца в том, что у нас и где. Сегодня идет культурологический геноцид российского народа, с попутным формированием очередной плеяды литературных генералов, кои лучше всех знают, что и кому надо.

– Кого ты называешь «литературными генералами»?
– Тебе хочется фамилий? Я не занимаюсь политикой, кто в разуме – прочитает между строк. Эзопов язык нынче востребован еще больше, чем при большевиках. Я говорю о тех, кто знать ничего не знает, но чей природный талант подстраивания и подкатывания выносит их к вожделенной кормушке, около которой они готовы говорить что угодно, делать, что скажут, и быть тем, кем велят. О подобных вещах я больше двадцати лет назад говорил и писал, но что изменилось? Ничего.

– Ну почему же? Появился, например, писатель Захар Прилепин, еще несколько относительно молодых и интересных авторов.
– Женя Прилепин – явление редкое, однако его «Патология » была откровением, а дальше он весьма успешно занялся бизнесом. Он молодец – «поднял» кучу денег. Я не завидую, но мне не все рано, как зарабатывать деньги. Они пахнут. Это большое заблуждение, что народ кидается Жене на шею, внимает его речам. Он блестящий бизнесмен в СМИ, только не всякий ему руку подаст. Он родом из милиции, а я с улицы, воспитание разное. Он – другой, и я не против. Каждый сам отвечает за то, что съест. Беда в том, что немало перспективных молодых авторов принимают модель такого развития за образец.

Меня трудно упрекнуть в бездействии. Однажды я уже говорил, что всегда жил вместе со своим народом, а не вместо него. Например, я целый год выпускал культурно-просветительский журнал «Балахна», совершенно бесплатный для школ и библиотек. В районе властей поменялось прорва, а такую вещь, что я делал без денег и поддержки власти, никто придумать не решился. Публика- то в основном трусовата и делать ничего не умеет, так им спокойней.

В 2008 году со страниц «Литературной России» я обращался к президенту с конкретными предложениями по спасению нашей, прежде всего, языковой культуры и детской литературы. Единственным откликом на обращение были несколько звонков из Москвы от не самых последних людей нашей страны. Они меня благодарили за... бесстрашие и мужество! Я просто обалдел!

– Можно чуть подробнее об этом?
– Посмотри сама статью «Завтра родом из позавчера».
«…Детская литература в СССР, откуда еще родом полстраны, конечно же, была заметно идеологизирована, но вместе с этим именно она в большей степени воспитывала настоящих патриотов. Детские произведения, так или иначе, основывались на лучших образцах фольклора народов Империи, на сказках, на преданиях. А все они учат, прежде всего, справедливости, честности, мужеству, завещают любить и защищать свое Отечество.

Обратите внимание на лучшие произведения для детей тех же европейских авторов. Они совершенно космополитичны, именно на их основе могли родиться бесконечные мультфильмы про «крутого» мышонка, всяческих монстров и прочий бред, приятный глазу, да не душе! Куда им до нашего «Ежика в тумане»! Наша детская литература, что не попала под влияние не присущей нам «сериальности» и «технологичности », а сохранила свою самобытность и верность истокам, именно она влияет на самосознание и самопознание ребенка, с самых малых лет прививая ему самое главное – чувство Родины…

Нравится кому-то это или нет, но русская литература, особенно детская, начиная с советского периода нашей истории, да и частично ранее, не может подчиняться рыночным принципам существования, поскольку является оружием высшего порядка! Государство хотя бы из чувства самосохранения должно, наконец, разобраться, «кого у нас считать писателями», и начинать субсидировать, по крайней мере, детскую литературу, издание и распространение книг, точно так же, как создание и производство новых видов оружия – ни больше, ни меньше...

Необходимо уже «вчера» субсидировать продажу детской литературы. Сказки про «средний класс», который живет хорошо, приемлемы в рамках «садовых колец», а в реальности большая часть России живет предельно экономно, но дети именно этих людей будут завтра и послезавтра защищать Родину. На сегодняшний день хорошо иллюстрированная детская книжка российского автора объемом порядка десяти авторских листов в розничной торговле не должна стоить более пятидесяти рублей! Книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненные на хорошем полиграфическом уровне, должны продаваться за вообще символические деньги, дешевле самой плохой туалетной бумаги. Я не боюсь этого сравнения: именно такой ценовой диссонанс быстро приучит нынешних пап и мам заваливать своих детей хорошими книжками, а не врубать от безысходности очередной диск с западными мультиками. Нельзя который год вопить о том, что наши дети отучаются читать, и при этом ни черта не делать!

...Наших детей калечат ежесекундно прямо дома, искусственно лишая доступа к своей родной литературе, выхолащивая чувство Родины, заставляя довольствоваться объедками чужеродных культур, приучая к тому, что библиотека – это затхлый сарай, где выдают драные книжки, которые надо читать лишь потому, что «задали в школе»!»

Потом стало грустно, и мир показался прозрачным. Пожалуй, с тех пор я уже не участвую в общественно-политической жизни, ни в какой форме. Это не имеет смысла. У кормушек я замечен не был, репутации покладистого клоуна не имею, не соответствую и лучшим образцам текущего социума. А посему сосредоточен на частной жизни.

Я вернулся к собственным истокам и выпустил два концерта «Ничего личного» и «Селена». Они размещены на портале нижегородской студии «Белан» в свободном доступе. Сейчас снова пишу сразу два альбома: один в стиле шансон, другой в стиле симфорок. Думаю выпустить их в будущем году. И я снова выступаю с концертами, но очень редко и в весьма своеобразных местах. Мои концерты стоят дорого, меня приглашают люди, которые знают мои песни, и они им интересны. Это не бедные люди и могут себе позволить пару часов для души. На радио и ТВ такое не пустят – не формат. В общем, все как всегда. Я не обольщаюсь. Живу, как нравится.

– Помню, ты был заядлый рыбак. Как там, на Волге, с этим делом? О чем думаешь, глядя на поплавок?
- На фотографии в руках у меня жерех. Я люблю ловить эту рыбу на спиннинг, и говорят, что мне это удается очень даже хорошо. Жерех хитрая рыба и поймать ее сложно, особенно под 4 кило, такого как у меня. За новостями из Коми не слежу, однако несколько раз приходили горькие известия из Сыктывкара о кончине моих друзей... Ребята все зовут приехать, но в настоящее время я не могу оставить дела. Однако соберусь и приеду обязательно.

В Ухте я был в апреле этого года пару дней на свадьбе моего близкого друга – уважаемого и известного в городе человека – Геннадия Валентиновича Абраменкова. Город европеизировался, раскинул руки, что ли. Это, конечно, не та милая Ухтушка 90-х, но она узнаваема сердцем и любима.
Пользуясь случаем, передаю привет всем, кто меня помнит, и поздравляю всех ухтинцев с Новым годом. Добра всем и благоденствия.

НАША СПРАВКА

ФЕДОРОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1965 году в Горьком. Служил в армии, работал сторожем, полировщиком, водителем троллейбуса. Переехав в Республику Коми, быстро приобрел известность как автор и исполнитель песен, с 1988 года начал печататься в газетах. Первый сборник стихов «Лимит» вышел в Ухте в 1989 году. Записал альбом песен «Сыктывкарская строка». В 1995 году Республиканский академический театр драмы поставил спектакль по его пьесе «Предчувствие ». Автор пяти сборников прозы и поэзии. Учредитель и издатель культурно-просветительского журнала «Балахна». Лауреат еженедельника «Литературная Россия». Член Союза писателей России с 1996 года



.Елена Шелест, собкор еженедельника «НЭП» vovk198565@mail.ru
Фотографии из архива Елены Шелест и Владимира Федоров

а

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами