Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Война - тяжелая работа

«Мне было три года. Я залез на дерево, сидел там, плакал и звал его», - рассказывает житель Ухты Василий Корнеевич Новак, вспоминая, как в 1929 году уводили из дома в хуторе Ленина Кущевского района Краснодарского края его отца, репрессированного по статье за контрреволюционную деятельность против Советской власти. Снова увидиться им довелось только зимой 1933 года, когда по вызову НКВД они с матерью приехали в далекий северный поселок Чибью, где его отец отбывал наказание.




4 мая у ветерана был день рождения, он отметил юбилей – 85 лет. Поздравляем Василия Корнеевича с этой датой, желаем здоровья и радости.

Несмотря на то, что прошло уже очень много лет, Василий Корнеевич помнит некоторые события до мелочей.

«Тогда по улице Мира на месте, где теперь стоит дом № 1, была комендатура, - рассказывает он. - Мы приехали в девять вечера. Мать сунулась в окошечко. Из комнаты вышел товарищ, позвонил кому-то по телефону, висевшему на стене в деревянном футляре. Вскоре распахнулась дверь, и вместе с клубами морозного воздуха в помещение ворвался мой отец.

Он бросился к матери, потом ко мне. А я давай от него прятаться за мать. Понемногу все успокоилось, оформили документы, пошли. Мать спросила отца, сколько градусов мороза, и он ответил, что минус 36. Пришли в здание напротив УМЗа. Большая комната была перегорожена занавесками, там обитали 15 или 18 семей. Так началась моя жизнь в Ухте», - рассказывает он.

Осенью 1939 года по семейным обстоятельствам семья уехал в Усть-Вымь, где он учился с 6-го по 8-й класс. Потом его друг Митя Голубев написал, что в Ухте открывается ФЗО (фабрично-заводское обучение), и Василий, оставив матери записку, чтобы не тревожилась, уехал обратно в Ухту. 13 марта 1942 года начал обучение, а в июне по приказу начальника Ухткомбината Байдакова был направлен на работу дизелистом в Ухтинские теплоэлектроцентрали НКВД СССР.

Его война началась 5 ноября 1943 года, когда он был призван в ряды Советской Армии. 7 ноября вместе с другими призывниками Василий Новак оказался в Котласе. Там формировался большой состав, который направили на Кольский полуостров. По воспоминаниям ветерана, состав вплоть до самого Мурманска сопровождали истребители. В город прибыли 11 ноября. Мурманск уже подвергался бомбовым ударам немецкой авиации и был сильно разрушен.

Партию новобранцев, в которой был и Василий Новак, сначала отправили в Губу Ваенга, в город с одноименным названием (с 1951 года - город Североморск — прим. ред.), где прошли множество комиссий. Проверяли здоровье, технические знания, политическую грамотность.

Затем их отправили пешком в часть, входившую в состав 15-й авиационной базы ВВС Северного флота. Располагалась она в Губе Грязная.

В части был небольшой аэродром. Василий Корнеевич рассказывает, что, когда увидел на плаву два самолета МБР-2, сразу вспомнил, что видел их в Ухте в 1935 году, когда туда прилетал Ягода. (Генрих Ягода - нарком внутренних дел СССР с 1934-й по 1936-й год - прим. ред.) Потом он узнал, что в ангаре стоит еще один такой самолет. Всего их было 98, но остальные немцы уничтожили.

За самолет, что стоял в ангаре, солдат получил первую благодарность по службе. Дело было так. Послали его дежурить на аэродром, и он своевременно заметил, что в ангаре начался пожар. Поднял тревогу, открыл ворота, ползком добрался до самолета, зацепил его тросом, а затем машина вытянула горящий самолет из ангара.
Еще одним напоминанием о Коми крае стала тушенка, которую им выдавали: она была сделана из оленины.

14 октября 1944 года началась последняя, десятая по счету, операция по освобождению Заполярья от немцев. За нее он получил благодарность от Верховного главнокомандующего Сталина. «Грамота была красивейшая. Жаль, не сохранилась – бумага есть бумага», - сожалеет ветеран.

Однажды смерть была совсем рядом: пуля во время обстрела пролетела в миллиметрах от головы.
После освобождения Заполярья довелось Василию Корнеевичу очищать Баренцово море от мин. Война закончилась для него 5 октября 1950 года, когда пришла долгожданная демобилизация.

Старшина второй статьи вернулся обратно в Ухту на свое родное предприятие, откуда уходил в армию, - Ухтинскую ТЭЦ, на которой и проработал вплоть до выхода на пенсию в апреле 1989 года.

Всю свою трудовую послевоенную жизнь он посвятил на благо родной Ухты. Принимал участие в строительстве нового Дворца пионеров, в создании городского Парка культуры и отдыха. К его военным наградам, ордену Великой Отечественной войны II степени, медалям «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» (они, к сожалению, утеряны детьми) прибавились орден Трудового Красного Знамени и множество юбилейных медалей.

«Что Вам больше всего запомнилось на войне?» - настойчиво спрашиваю я.
«Что запомнилось на войне? Поймите, для всех нас это была тяжелая армейская работа».

Василий Корнеевич, как я заметил, практически не употребляет местоимение «я». Человек старой закваски, он до сих пор, как, наверное, и другие ветераны, ощущает себя частичкой того общества, которое еще совсем недавно именовали «советский народ». Они грудью встали на защиту Родины и победили. «Я бы хотел, чтобы нашей Ухте за ее огромный вклад в Победу присвоили звание «Город трудовой славы», - говорит Василий Корнеевич мне на прощание.

В нашем современном мире многое ему не нравится. «Знаете, какой была раньше Чибьюшка? Какие там хариусы водились! А налимы! Мама родная! А теперь она зловонный ручей. Лет через десять и река Ухта умрет», - сокрушается он.
Да, обидно. Действительно, наши отцы и деды погибали на войне не за то, чтобы жизнь на земле становилось хуже, а как раз наоборот.

4 мая у ветерана день рождения, он отметил юбилей – 85 лет. Поздравляем Василия Корнеевича с этой датой, желаем здоровья и радости.


Евгений КАРПОВ info@nepsite.ru
Фото Евгения КАРПОВА

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами