Вячеслав Гайзер: «Не в темпе бега, но шаг за шагом...»

Вячеслав Гайзер: «Не в темпе бега, но шаг за шагом...»
Руководитель Коми о радиоактивном полигоне, новых самолетах и дураках на дорогах.

– Редко интервью даете, Вячеслав Михайлович...
– Я так не считаю. У меня, напротив, такое ощущение, что я постоянно их даю. Просто формат разный. Есть интервью для российских СМИ, а есть для местных.

– Для федеральных чаще.
– Конечно, мы должны опираться на собственные силы, но если хотим не просто выживать, а развиваться, то надо усиливать работу вовне.

– Какие вызовы стоят перед республикой? И что, на Ваш взгляд, будет самым важным в этом году?
– Вызовы не меняются каждый год. Как правило, это стратегическая вещь. И та ситуация, которая складывается в целом в России в части последствий экономического кризиса, это и есть самый главный вызов. Потому что решение любой задачи, в том числе в социальной сфере, основано на том, что может дать экономика. Республика в этом смысле ничем не отличается от других регионов, и основная проблема, которую мы все вместе будем преодолевать, – это не допустить снижения темпов развития экономики. Даже просто остановиться сегодня – это путь в никуда.

Ну, а главный нюанс, который накладывает отпечаток на все, – это предстоящие выборы. И дело не в том, кто будет главой. Это априори для экономики и общественности важный и значимый показатель, «флажок», на который идут реакция и действия. Основная задача власти в этом плане – не допустить, чтобы этот «флажок» перечеркнул стабильность в работе. Не должно быть никаких потрясений. Все должно быть в рабочем режиме.

– Какие проекты будут приоритетными?
– Стратегические проекты потому и называются так, что оказывают влияние на кардинальное изменение экономической ситуации, но не могут быть реализованы в одночасье.

Наши приоритеты – это дальнейшее освоение Печорского угольного бассейна, продвижение проекта «Белкомур», газификация, а также выход на новые виды производства, которые мы – экономический блок правительства – считаем не просто возможными, но экономически оправданными для разворачивания на нашей территории.

Это всевозможные направления химической промышленности, биотехнологии, фармацевтики. То, чего у нас не было. С помощью внешних инвесторов мы шаг за шагом это отрабатываем. Пытаемся найти то, что заинтересует инвесторов (как правило, иностранных), для того, чтобы они выбрали Республику Коми. Просто сказать, что мы замечательные, постройте у нас, – мало. Надо предложить такие экономические условия, которые будут конкурентоспособны по сравнению с нашими соседями, с тем же Кировом, например. (А мы от центра все-таки на 400 верст дальше.) Вот этот переговорный процесс, когда нужно все посчитать, понять, что им нужно и в чем мы можем пойти им навстречу, – это и есть наша задача, которой сейчас занимаемся.

Кроме того, нужно довести до логического завершения энергонасыщение юга. В конце прошлого года мы ввели в строй ЛЭП «Ухта – Микунь», которая является первой частью будущей энергетической магистрали от Печорской ГРЭС до города Микунь. В свое время, кстати, этот проект называли «энергетическим Белкомуром». Никто, даже сами энергетики не верили, что это получится. Сделали! Но пришлось попотеть. Сколько я во власти работаю, столько, помню, мы бились за то, чтобы протащить соответствующие инвестиционные программы. И во многом это получилось потому, что действующая власть нашла компромисс у головного руководства ОАО «ФСК ЕЭС» с тем, чтобы это было включено в программу именно сейчас, а не через 20 лет. Теперь сыктывкарский промузел, с учетом окончания его газификации, как и весь юг республики, получит возможность для развития. До этого, если бы мы даже привели инвестора, желающего что-то сделать, у него были бы трудности с энергетическими мощностями.

– Какова роль Ухты в этих проектах?
– Ухту не зря называют промышленной столицей республики. И на сегодня это центр, сосредоточение всех основных отраслей экономики республики, штаб-квартира, если хотите. Ухта как была промышленным центром, так им и останется. Другое дело, что кроме добычи нефти, к примеру, нужно делать дальнейшие шаги, искать варианты и предлагать тем же нефтяникам создавать новые производства по переработке нефти и газа в другие составляющие, а не только топлива. И в этом смысле экономические условия Ухты самые оптимальные. По сравнению с другими городами республики у нее конкурентоспособность на порядок выше. Почему это тяжело идет, понятно. Пока можно просто качать нефть и перерабатывать ее в топливо, чтобы иметь определенную норму прибыли, никто не интересуется дальнейшей стадией переработки. Но как только торговля нефтью становится менее интересной, это заставляет думать о новых шагах. Так «Енисей» сделал, когда понял, что норма прибыли будет гораздо выше, если он займется переработкой нефти на месте. Он стал это делать, и сегодня, я считаю, это одна из продуманных стратегий в республике из промышленных структур, с которых можно и нужно брать пример.

– Назначение Игоря Михеля мэром города – это тоже работа «на вне»? Нашли Вы его в Москве, где он занимался налаживанием контактов и связей в федеральных структурах.
– Ну, во-первых, нашел я его не в Москве. Он трудился там, будучи сотрудником действующей системы исполнительной власти. Во-вторых, он в республике не новичок, достаточно долго работал в Коми и уехал в Москву, поскольку ему предложили именно тот участок работы. Для него Ухта – это возврат в республику, только уже в другом качестве, с новыми знаниями и с новым опытом. Пока, я считаю, все идет неплохо. Именно так, на что я и рассчитывал.

– Один из самых животрепещущих вопросов, который волнует сегодня ухтинцев, это строительство полигона для радиоактивных отходов. На пресс-конференции по итогам года Вы заявили о том, что раз есть сомнения, то проект должен пройти дополнительную общественную экспертизу. Это хорошо. Но теперь специалисты настаивают, чтобы все прошло как можно скорее, потому что будет упущено время и проект придется вновь пересчитывать.
– Главное, в очередной раз не наступить на те же грабли. Когда все обсуждают предмет, о котором знают понаслышке. Речь идет о проекте реконструкции имеющегося полигона, в котором уже захоронены отходы. Ни на какие цифры это повлиять не может.

– Ухтинцы беспокоятся о том, что полигон будет предназначен, в том числе, для отходов, которые начнут привозить из других регионов.
– Именно потому я и предложил: есть проект, пусть инициативная общественная группа вместе с муниципалитетом отработают и оценят его. Никто не собирается возить сюда отходы со всей страны. Если для этого потребуется дополнительное подтверждение со стороны Росатома (а это их проект), значит, будем его получать. Чтобы люди увидели и успокоились. А суть проекта, повторяю, в том, чтобы привести в нормативное состояние то захоронение, которое есть. Если этого не сделать, то последствия будут гораздо хуже, это тоже все знают.

– В последнее время идет большой отток населения из Коми. Задержать человека могут хорошая работа и наличие собственного жилья. В 2012 году правительство предложило неплохую программу – «европейскую ипотеку». Ухта была выбрана пилотным городом для ее реализации. Однако в 2013-м программа была практически свернута. Почему?

– Проект действует, он не сворачивался. Проект, напомню, специализированный, он направлен на абсолютно четкую категорию людей – бюджетники, до 60 лет, с определенным опытом работы в бюджетной сфере, с общим ежемесячным семейным доходом не выше 45 тысяч и т.д. Там достаточно условий, которые нужно соблюдать, поэтому очередь тех, кто вошел в программу, составляет примерно 600-700 человек.

Если честно, то Ухта просто потеряла эти два года. Оператор, который работает с этой программой, приобретает жилье на первичном и вторичном рынках, а в Ухте на сегодня такая ситуация… Собственно, что там в Ухте покупать? Нет жилья. Хотя я помню, что был целый проект квартальной застройки, который так никуда и не сдвинулся. Сейчас только начинается строительство многоквартирного жилого дома, в который «зашел» наш оператор.
Программа «Еропейская ипотека» будет продолжена. В четырех сельских районах все, кто был в очереди, уже получили квартиры. В Сыктывкаре в прошлом году – около 150 семей.

– Будет ли когда-нибудь авиасообщение Ухты с Москвой по доступным ценам?
– Начнем с того, что раньше у нас было социалистическое государство…

– …и трава зеленее...
– ...и сахар слаще. Сейчас мы живем при рыночной экономике, и до тех пор, пока не будет нормальной конкуренции на рынке авиаперевозок, ничего не сдвинется. Думаете, от хорошей жизни мы стали возрождать собственную авиацию? Населения немного, территория больше Франции – кто сюда пойдет? Но как раз осознание того, что мы не самый выгодный для авиаперевозчиков регион, и заставило нас создать собственную компанию. Я согласен, это абсолютно ненормальная ситуация с ценами, которую мы имеем на внешних маршрутах. Но цены на внутренних перевозках – вполне по карману. По крайней мере, они сопоставимы с ценой купейного билета в поезде. Сам недавно летел из Перми на L-410, проверил. Все вполне отвечает тем требованиям, которые я, как глава, ставил.

Мы будем и дальше развивать нашу авиацию. Чтобы решить вопрос со среднемагистральными перевозками, ведем переговоры с авиапроизводителями. Если доточим все нюансы и расчеты, то «Комиавиатранс » купит 50-местный самолет и, соответственно, будет конкурировать с теми перевозчиками, которые есть. Это автоматически приведет к снижению цен. Кроме того, напомню, мы вошли в программу субсидирования определенных рейсов из республики в Казань, Пермь, Челябинск и Екатеринбург. Это очень существенное снижение цен.

– Вы раньше боялись летать самолетами.
– Я и сейчас боюсь, но у меня работа такая, что вынужден летать.

– А я почему-то до сих пор с недоверием отношусь к этим «чебурашкам ».
– Зря, очень хороший самолет. И лететь комфортно. Более того, я ставлю вопрос о том, чтобы купить еще один такой самолет, потому что не успеваем уже обслуживать рейсы, это очевидно.

– ДТП на дорогах – одна из самых больных и актуальных тем, в том числе для Ухты. Как навести порядок на дорогах?
– Участившееся количество ДТП – это повод задуматься и провести тщательный анализ. Я за то, чтобы при обсуждении этой проблемы не замыливать первопричину. Состояние дорог – это один из элементов. Главная же проблема – это абсолютный пофигизм сегодняшних водителей. Их переоценка собственных возможностей. Если ты знаешь, что состояние дороги плохое, большая колейность, неблагоприятные погодные условия, то кто тебя заставляет нестись? Если ты опытный и ответственный человек, ты, наоборот, сбросишь скорость, лишний раз не пойдешь на обгон и не поставишь ни себя, ни других участников движения в смертельную ситуацию. Начисто тормоза у людей отключились, начисто! Как вправить мозги нашим участникам дорожного движения? Вот, на комиссии выступает Блохин (Олег Блохин – начальник ГИБДД РК) и приводит пример, когда в Сыктывкаре машина на перекрестке выскочила и протаранила людей на тротуаре. «Если бы там было бы ограждение, – говорит он, – то люди бы не пострадали». А мне в ответ хочется сказать: а не выскочил бы этот идиот на пешеходный переход, то и ограждения не надо было бы. Ограждение – это страховка от дураков, а нам надо, чтобы дураков на дорогах не было.

– 2014 год объявлен в России Годом культуры. Ухта в этом плане выглядит бедновато. Есть отличные коллективы, признанные художники, но до сих пор нет ни здания театра, ни выставочного зала, ни Дома детского творчества.
– Собственно, горожане и должны определиться, что им надо и для чего. Я с этим сталкивался еще будучи министром финансов, когда люди говорили – надо построить театр. Хорошо, не вопрос. А дальше спрашиваешь: у вас есть актеры, труппа, понимание, сколько стоит постановка, кто это все будет содержать? Давайте построим, говорят, а потом решим. Нет, так не будет. Фантазеров у нас хватает, а я за фантазии не отвечаю. Поэтому первое, что должны сделать горожане, – определить, что и для чего в области культуры им надо. Тогда путь будет четко определен.

– Менее чем через неделю в Сочи состоится открытие Олимпиады. Вы поедете на нее в составе делегации губернаторов.
– Да, но только на открытие. К сожалению, рабочий график не позволит остаться подольше. Надеюсь, заодно удастся порешать определенные вопросы с Виталием Мутко (министром спорта РФ – прим. ред.). У нас ведь много проектов по федеральной линии идет. И, конечно, поддержать наших олимпийцев Станислава Волженцева и Юлию Иванову.

– Вячеслав Михайлович, сегодня Вы больше финансист или политик?
– Я очень надеюсь, что во мне здравый баланс и политика, и финансиста, и хозяйственника, и управленца. Надеюсь, что это так, потому что если бы перекос в какую-то сторону был, то уже бы чувствовалась некая нестабильность. А поскольку мы достаточно стабильно идем вперед, значит, нашей команде удается найти здравый компромисс в этом. А поскольку я ее возглавляю, значит, думаю, что у меня это получается.

– Осенью состоятся выборы главы региона. Как Вы считаете, есть ли у Вас достойные соперники?
– Что значит соперники? Мы же не спортом занимаемся.

– Конкуренты?
– Я могу отвечать за свою программу, которую буду предлагать людям. Мы все вместе четыре года решали общие стратегические задачи. Часть из них выполнили, часть – более длительные – нужно доводить до логического завершения. Революций не предлагаю. Я предлагаю двигаться вперед по тому пути, который дает возможность пусть не в темпе бега, но шаг за шагом уверенно решать проблемы. Если появятся кандидаты, которым есть что предложить, то, собственно, для этого выборы и существуют. Значит, они с этим и будут выходить к избирателям. Я готов к тому, чтобы доказать жителям республики, что программа моей команды больше отвечает их чаяниям.

– Что ж, спасибо за интервью. Успехов!

***«Чтобы решить вопрос со среднемагистральными перевозками – ведем переговоры с авиапроизводителями».

***«Ухта – это центр, сосредоточение всех основных отраслей экономики республики, штаб-квартира, если хотите».

В «жемчужине Севера» - городской театр

26 января на своей странице «Вконтакте» (http://vk.com/id230020959) руководитель администрации Ухты Игорь Михель описал свои впечатления от посещения спектаклей двух творческих коллективов города и высказал мнение о том, что в будущем в «жемчужине Севера» должен появиться городской театр. «Эти выходные в Ухте выдались для меня театральными. В субботу побывал в ГДК на спектакле народного драматического театра Веры Михайловны Гой «Зойкина квартира» по Булгакову. А сегодня – в Доме пионеров имени Генриха Карчевского на спектакле «У ковчега в восемь» (театр «Ровесник», режиссер Галина Николаевна Кулыгина). Интересные постановки, замечательные актеры – и взрослые в первом спектакле, и дети во втором. Нахожусь под впечатлением от увиденного, восхищаюсь самоотдачей к искусству причастных энтузиастов, и, в то же время, как будто разруха в последние годы прошла по культурной Ухте. Нужно заниматься ремонтами, вкладывать деньги, восстанавливать и создавать условия для творчества этих и многих других людей. Проблем – огромное множество... Ну, а в будущем, убежден, в Ухте должен появиться свой городской театр».


Беседовала Елена Шелест info@nepsite.ru
Фото Юрия Осетрова


Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами