Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

В Ухте проходит лыжный марафон в память об Алексее Свирчевском

В Ухте проходит лыжный марафон в память об Алексее Свирчевском
Сегодня в Ухте проходит Чемпионат и первенство РК, третий тур, марафон памяти А.Свирчевского в зачет круглогодичной спартакиады среди муниципальных образований Коми.

30 октября 1987 года ухтинец Алексей Свирчевский принял свой последний бой.


На севере афганской провинции Кундуз в 1987 году шли ожесточенные бои наших войск с душманами. 30 октября младший сержант Алексей Свирчевский вел свое саперное отделение на разминирование. У одного из солдат с плеча сполз подсумок и упал на проволоку-растяжку. И тут же в воздух взлетела американская мина - «лягушка». Алексей бросился на нее грудью, раздался взрыв... Он погиб, но больше никто не пострадал. Накануне Свирчевский отметил свой 22-й день рождения...


По словам его мамы Валентины Свирчевской, Леша был очень спортивным мальчиком – увлекался лыжными гонками, биатлоном, легкой атлетикой, плаванием, прекрасно стрелял. «На мой взгляд, это даже мешало учебе: он сначала учился в Горно-нефтяном техникуме, бросил, поступил в Лесной, тоже не закончил. Устроился на работу, приходил домой и буквально отключался. Но надо было кормить семью: в 19 лет Леша женился, появился ребенок. Алексей притягивал людей, одноклассники говорили: «Где Лешка, там всегда смех». А я никогда не слышала от него ни одного бранного слова, не видела выпившим или с сигаретой. В нем ощущалась доброта, возможно, из-за его гагаринской улыбки во все лицо...» – вспоминает Валентина Петровна.


А младшая сестра Алексея Мария говорит, что он уделял много внимания всем членам семьи. Женщине особенно запомнились два эпизода из детства. «Как-то я сильно заболела, температуру под 400С долго не могли сбить. Леша взял меня на руки, поносил немного и положил обратно в кроватку. Померяли температуру – 37 градусов... В другой раз я лежала в больнице в инфекционном отделении с гепатитом. Туда никого не пускали, мама могла только под окошком поплакать. А Леша приезжал каждый день, как-то договаривался с медсестрами и навещал меня». По признанию Марии, она была довольно своенравным ребенком, брату часто попадало из-за ее провокаций, но он никогда не обижался. «Любил меня сильно. Помню, зимой Леша вел меня домой из садика. Посмотрел на меня, вдруг резко остановился и говорит: «Не моргай, у тебя на ресницах такая красивая снежинка!» И потом с такой нежностью: «Снегурочка ты моя...» – дрогнувшим голосом рассказывает Мария.

По словам Валентины Петровны, 23-летний Виталий, сын Алексея, еще с двухлетнего возраста помнит сильные папины руки, подбрасывающие его к потолку. «Внук рос немного диковатым, необщительным. Но только не с папой. Леша шутил, что он всегда «под прицелом» сына, даже в туалет с ним приходилось ходить. Мы долго не говорили маленькому Виталику, что папа погиб. Я рассказывала, как он едет домой на танке, это долго... Но позже, конечно, пришлось сказать правду», – вздыхает мама героя. Последний раз Леша приезжал домой из Афганистана 5 октября 1986 года. Его отпустили ненадолго в связи со смертью отца, однако у Свирчевского обнаружили гепатит (по словам Валентины Петровны, в Афганистане эта болезнь распространена, как у нас грипп), и он задержался в Ухте аж до 8 января 1987 года. А 4 ноября Алексея привезли в родной город уже в наглухо запаянном цинковом гробу...

Свирчевский уходил в армию в ночь с 6 на 7 апреля 1986 года. По пути в часть по мере возможности звонил домой: из Княжпогоста, Свердловска (там была 10-дневная остановка), Средней Азии. В одном разговоре сказал маме: «Скорее всего нас отправят за границу, в Венгрию или Восточную Германию». Но когда он попал в учебку, расположенную в узбекском городе Фергане, многим все стало ясно... «Муж тогда мне сказал: «Это значит пойдет в Афганистан». Но я не поверила, не хотела верить. Да и его тренер по биатлону Иван Иванович Желудов уверял, что Лешу возьмут в спортроту», – вспоминает Валентина Петровна. Ранним утром 2 сентября 1986 года позвонил какой-то солдат и сообщил, что Алексей уже отправлен. «Куда?» – спросила мать. «Я не могу Вам сказать», – последовал уклончивый ответ.

Мария говорит, что брата не должны были отправлять в Афганистан: у него был ребенок. Но кто-то внезапно заболел, и Леша поехал вместо выбывшего из строя товарища.

Первое его письмо было бодрым и... фантастическим. «Писал, что служит на границе с Афганистаном водолазом. Я все удивлялась: зачем в Средней Азии водолазы? А он в то время уже находился в самом пекле: на севере провинции Кундуз», – рассказывает Валентина Петровна. Последнее 17 октября 1987 года получила Лена, супруга Алексея. По рассказам сослуживцев, 29 октября они отпраздновали Лешин день рождения, а 30 состоялся тот самый роковой прыжок мины-«лягушки»...

«Такая его гибель совсем не случайна, Леша всегда был готов пожертвовать собой ради других. Вот и в Афганистане он не просто подорвался на мине, а закрыл собой молодых солдат, которых ласково называл «фазанятами». Дал им возможность продолжать жить, создать семьи, растить детей. Жаль только, о нас в тот момент не подумал», – сокрушается Мария. По словам Валентины Петровны, она просила сына, чтобы он добивался перевода в Союз. «Говорила, ведь у тебя сын растет, ты не должен возвращаться в Афганистан. Но он отвечал: «Нет, мама, я должен. Там мои товарищи, многие из них погибли, я не могу иначе». Леша был уверен, что, если СССР не ввел бы свои войска в эту страну, там тут же оказались бы американцы. И на нашей южной границе стало бы неспокойно. Ведь «холодная война» в мире еще продолжалась».

О гибели Алексея его семья узнала только тогда, когда к ним в квартиру пришел замполит, сопровождавший цинковый гроб. Похоронили героя на Шудаягском кладбище. Но мама до сих не верит, что ее любимого Лешеньки нет на свете, ведь мертвым она его не видела. Искала сына по госпиталям, где лежали «афганцы», ходила к гадалкам...

Валентина Петровна ждет его и сейчас. «Вот недавно по телевизору была передача «Жди меня». Там показывали человека, который живет в Америке, говорит по-русски, но не помнит ни своего имени, ни откуда он родом. Я долго вглядывалась в его лицо, нет, это не Леша. Но ведь всякое бывает...» Еще при жизни Алексея Свирчевского представили к ордену Боевого Красного Знамени, по словам матери, тоже за чье-то спасение. Но из-за бюрократических проволочек поносить награду он так и не успел: орден семья получила лишь в 1988 году. А за свой второй подвиг, стоивший ему жизни, Алексей был награжден орденом Красной Звезды.

Мама и сестра воина-интернационалиста очень благодарны людям, не забывающим Лешу. К ним часто приходят его одноклассники, сослуживцы приезжают даже из других городов. Каждый год в Ухте проходит лыжный марафон, посвященный памяти Алексея Свирчевского.

Материал был опубликован в еженедельнике "НЭП" в апреле 2008 года. Автор - Олег Евлампиев.

Фото Марины Сиваковой.
 
 

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами