Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

«Та, у которой призанять бы счастья …»

«Та, у которой призанять бы счастья …»
Лина По. Родилась в 1899. Умерла в 1948.
Не стройте догадок — с писателем Эдгаром По в родстве она не состояла.

Полина Михайловна Горенштейн придумала свой звучный и многозначительный псевдоним «ПоЛина» из своего имени, когда в 1918 году стала выступать как балерина. Но не только балет был страстью ее одаренной художественной натуры — она занималась рисованием, лепкой, писала стихи, увлекалась музыкой…

…В 1924 Лина уже была дипломированным хореографом и сама учила классическому танцу. Удивляла учениц, даря им порой их портреты у станка. Зарисовывала и танец, который собиралась ставить. А параллельно, конечно, выступала — ездила по всей стране и везде встречала тёплый прием.

Будущее казалось безоблачным, но в 1934 случилась трагедия: Лина заболела энцефалитом, ее разбил паралич. Хуже того, она потеряла зрение и способность воспринимать и запоминать музыку. Какая горькая насмешка судьбы: буквально всё, что связывало Лину По с танцами, пропало!

В неврологической клинике при Московском научно-исследовательском клиническом институте имени Владимирского балерина Лина По была, прежде всего, «интересным случаем». Лечили её с азартом. Пробовали и лекарства, и массаж, и психологию. Движения начали понемногу возвращаться, но — не зрение. Чтобы чувствительность и подвижность рук быстрее восстановилась, пациентке рекомендовали простое рукоделие. Лина была растеряна — руками она ничего особенного мастерить не умела. Ни шить, ни вязать, ни бумагу складывать в фигурки…

— Ну, что-то же вы делали руками? Было у вас какое-нибудь увлечение? — настаивал профессор Шамбуров, невролог, лечивший «интересный случай» совместно с офтальмологом Филатовым, также профессором.
— Рисовала, лепила… — растерянно отвечала Лина.
— А вы пробовали лепить из хлебного мякиша? — оживился Шамбуров. — Вы попробуйте, особенно ржаной очень лепкий.

Позже он буквально втиснул в руку женщине кусок хлеба: лепите, товарищ По, лепите же! И она стала лепить. Наощупь, на память. Мышат, слонят — разных милых зверушек. Профессор был доволен. Руки очень быстро обретали точность и проворство движений. Через несколько месяцев Лину …вылечили! Паралич был устранён полностью, но со слепотой профессора сделать ничего не смогли. Но Лина, похоже, уже утратила подавленное состояние духа. Большинство балерин оставляли сцену как раз в тридцать пять. Так значит… просто пришла пора?

Уже через три года после злополучного гриппа состоялась выставка Лины По. Через четыре она прогремела скульптурой «Прыжок» — искусствоведы признали, что в советской скульптуре зажглась новая звезда. После выставки, где был представлен «Прыжок» в квартиру-студию бывшей балерины пришла закупочная комиссия из Третьяковской галереи. Отбирали работы тщательно — ведь один из главных художественных музеев страны! Выкупили, конечно, тот самый «Прыжок». С ним ещё взяли «Мальчика со змеем» и «Негритёнка» — гимны детству и интернациональной дружбе.

Стоило скульптурам уйти в саму Третьяковку — и Лину пригласили в Московский союз советских художников. Карьера, казалось, опять стремительно летит как аэроплан к небу: круто, быстро, с азартом и задором. Комиссия Союза художников, принимая работы Лины, мялась — а точно ли незрячая женщина их выполнила? Детальность, выразительность, казалось, для слепой нереальны. Яковлев, один из художников, принимающих По, нашёл тактичный способ проверить. Он выбрал скульптуру, изображающую Кармен в танце: «Ваша испанка очень хороша. Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы ещё лучше».
Лина наощупь взяла в руки пластилин, быстро вылепила изящный веер, с улыбкой разместила его в правой руке глиняной танцовщицы: «Вы правы, пусть танцует с веером!»
И тут же оказалась в Союзе художников!

Творческие успехи окрыляли Лину По и она была по-настоящему счастлива. Иногда даже говорила: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Поэт Яков Хелемский в посвященном Лине По стихотворении так и назвал ее: «Та, у которой призанять бы счастья теперь иные зрячие могли».

… Через два года после поступления в московский Союз художников началась война. Лина с сестрой была эвакуирована в Уфу. В микроскопической комнатке, чуть ли не два на два метра, в доме на улице Карла Маркса, Лина По ночами ваяла скульптуры на военную и, конечно, любимую балетную тематику.
А днем плела маскировочные сети для бронетехники…

За годы напряжённого труда Лине По удалось создать около 120 скульптурных работ, которые до сих пор поражают своей энергетикой и радостным вдохновением. Трудно представить, как мог слепой человек так реально передать не только внешнее сходство, но и характер, и настроение, и движение души исторических личностей — Пушкин, Чехов, Паганини… — это было подобно чуду и все они были созданы руками Лины По. Так, когда к юбилею Антона Павловича Лина Михайловна сваяла его бюст, жена писателя Ольга Леонардовна, вытирая слезы, сказала, что еще никому не удавалось так правдиво отобразить Чехова.

В конце ноября 1948 года после тяжелой болезни Лина По скончалась на операционном столе…

«Но знаю я, что втянутое туго
В перчатку грусти, сердце не смолчит.
Оно сорвёт дыханием упругим
Печали жгут. Рванётся, зашумит...
И парусом раздувшимся упрямо,
Помчит меня, разя мятежный вал,
Чтоб новым чувством озарить мой мрамор,
Чтоб песней новою гранит мой зазвучал».
Источник: vk.com/teatr_v_spb

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам