Галина Майорова: «Ничего особенного не жду от Года учителя»
С самого детства она мечтала стать учителем, хотя никогда не играла с подружками в школу. В этом году кандидатуру преподавателя младших классов начальной школы-детский сад № 1 Галину Майорову выдвигают для участия в конкурсе «Учитель года». «И не знаю, почему. Всю жизнь просто тихо-мирно работала. Но когда первого сентября и на дни рождения к тебе приходят твои выпускники, уже одиннадцатиклассники, кажется, что ты делаешь это не зря», – говорит она.Галина Майорова родилась в Ухте. Окончила первую школу, поступила в Сыктывкарское педагогическое училище, затем в КГПИ. В НШДС пришла не сразу, до 1998 года работала в первой школе. «Не скажу, что мечтала быть учителем именно начальных классов. Но в тот год, когда я заканчивала восьмой класс, впервые те, кто учился на «хорошо» и «отлично», проходили в училище без экзаменов. Тем более мама растила меня одна, хотела начать побыстрее ей помогать», – рассказывает она.
Хотя в выборе профессии не обошлось без помощи других людей. Сейчас Майорова с теплотой вспоминает своих учителей, особенно преподавателя по русскому языку и литературе Галину Николаевну Кашлаба. Говорит, что ее любили все. А подруга Галины Григорьевны даже назвала в честь учительницы свою дочь. С тех пор Майорова просто обожает этот предмет.
Казалось бы, литература ассоциируется, в первую очередь, с классиками. Сама ухтинка предпочитает детективы. «Поэтому я все всегда подвергаю анализу. Ошибка? А каковы причина? А где поступил не так?» – смеется она.
Образование советских лет, опятьтаки благодаря своим учителям, педагог НШДС считает хорошим. По ее словам, с учениками они строили диалог, общались с ними на равных. «Я всегда с благодарностью вспоминаю те времена. Могла высказаться, и никто не говорил, что не права. Дети хотели учиться, хотя тоже самое происходит и сейчас. Ребенок воспринимается как субъект обучения. Роль учителя во все времена – направить его в нужное русло», – считает она.
Только хорошее может сказать и о нынешнем обучении. Сама работает по программе Занкова. В ней самое главное, чтобы ученик понимал материал и мог даже обучать другого. «Мне очень нравится эта система. В ней раскрывается личность».
А еще она вспоминает, как с появлением компьютера приходилось осваивать новую машину где-то самостоятельно, «методом тыка», где-то с помощью сына. И теперь уже не понимает, как обходились раньше. Как вместе с супругом делали перфокарты (карточки, где орфограммы отмечаются дырочкой): пробивали, вырезали лезвием – 30 карточек и в каждой по 40 дырочек, и все ради одного урока. «Тут как-то у нас информатика была, изучали «Базы данных». И один ученик, а у него папа програм- мист, говорит, еще так важно: «Галина Григорьевна, а вы хорошо знаете компьютер!» – смеется педагог.
О своих подопечных она может сказать только одно: творческие, любознательные, талантливые. В этом году у нее будет шестой выпуск. Но за 24 года встречались в ее практике и дети, к которым нужен был особый подход. «Дети Индиго. Бог награждает каждый выпуск. Очень своеобразные, сложные и талантливые, но наш директор обычно говорит: «Галина Григорьевна, у вас все будет хорошо».
Например, один мальчик первое время сидел под партой. Однажды я его спросила, мол, что там такого интересного, предложила посидеть вместе. А он ответил: «Не надо, здесь и так места мало – лучше я вылезу». Ищешь индивидуальный подход и, как правило, находишь», – делится преподаватель. Дети разных лет, по ее словам, не меняются, чего не скажешь о родителях. По мнению Майоровой, многие слишком мало уделяют внимания своему ребенку. «И нельзя их винить. Это такое время. Ведь эти родители – дети 90-х, у которых забрали и пионерию, и комсомол, и все идеалы, а взамен ничего не дали. Вспомните, раньше средства воздействия: товарищеский суд (смеется), благодарственные письма. Хочешь не хочешь, будешь ребенком заниматься. В настоящее время педагогу важно родителей научить быть родителями. Если есть взаимопонимание, они идут на контакт». Мамы и папы детей, как говорит Галина Майорова, в первую очередь хотят, чтобы их чад не обижали старшеклассники, чтобы они не слышали нецензурных слов и не видели дурных надписей на стенах.
«Они хотят тепличных условий. Я и сама, как тепличное растение. И не могу сказать, что такое есть в каждой школе, но раз приводят их к нам – это их желание. А наша цель сделать так, чтобы выпускники НШДС были конкурентоспособными». В прошлые годы 90% ее учеников поступили в инновационные учебные заведения. Ее сыну Артему 23 года. Он тоже учился у мамы, но никогда в школе не позволял себе назвать ее не иначе как по имени и отчеству («Насколько должен был себя контролировать!»).
И никаких поблажек ни ему, ни кому-либо другому! Она не любит оставлять замечания в дневнике, но иногда они все же появляются. Так же не дождешься пятерки, если она не заслужена. Был у нее ученик, которому долго не давался материал. Он заплакал, когда получил «четверку», а она, глядя на него, тоже не смогла сдержать слез.
Хотя «отметочную» систему в начальных классах считает лишней – вполне достаточно итоговых контрольных и проверочных.
– Как же тогда оценить работу ребенка на каждом уроке?
– По-моему, гораздо проще сказать: «Спасибо большое, мне так приятно было с вами работать, вы мне так помогли. Поверьте, им гораздо больше нравится слышать эти слова. На вопрос, смогла бы она работать со старшеклассниками, отвечает: «Скорее всего». Тем более, что опыт был: однажды читала лекции для 10-11-х классов в школе-лицее (ныне ГПЛ). Есть у нее конкретное «нет» на единственный вопрос: смогла бы расстаться с работой. «Я даже не могу представить, что ее не будет».
За все благодарна своим родным и коллективу. Говорит, что только благодаря их поддержке может заниматься тем, что ей нравится. Тем более ее супруги сам в прошлом преподаватель физкультуры, ныне работает в нефтяной отрасли. «Если я готовлю какое-то мероприятие (очень любит ставить спектакли – прим. авт.), у меня работают не только родители детей, но и вся моя семья. Муж видит, насколько я счастлива в своей профессии, все понимает и поддерживает. Иначе возможности творить у меня бы не было, пришлось бы искать дополнительный заработок.
На сегодня есть много неплохих проектов в образовании, но ничего толком не делается. Правительство говорит о том, что надо обеспечить новое образование. А кто его сейчас обеспечивает? Школы и родители! Например, инновационный комплект, учебники-тетради, стоит три тысячи рублей! Пока государство само не займется образованием, оно будет стоять на прежнем уровне. Не каждый педагог может мечтать о творчестве. Учителям приходится много думать о быте и о том, во что они оденут и чем накормят своих детей».
Добавляет, что работы хватает и летом: площадка, поездки по магазинам в поисках стройматериалов для ремонта класса. «Когда отдыхаю? Находим время!»
По поводу Года учителя мнение неоднозначное. Ей кажется, что это будет очередное 8 Марта. «Приятно, когда в честь твоей профессии называют год. Но ничего особенного от него не жду. Наверное, я пессимистка в этой области. Повторюсь, пока не будет конкретных действий со стороны государства для улучшения условий работы... Но хочется надеяться на лучшее».
О своих учениках Галина Майорова может сказать только одно: творческие, любознательные, талантливые.
Галину Майорову часто навещают ее уже взрослые выпускники. Приходят первого сентября, на ее день рождения.
Фото Александра СКОРНЯКОВА ииз архива Галины МАЙОРОВОЙ.
Олеся КОЛЕСНИК jurnal-nep@yandex.ru