БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ...

БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ...
Не знаю точно, когда у меня появилась мысль поставить фильм "Баллада о солдате". Должно быть, задолго до того, как я это осознал. Я думал о "Балладе", еще не зная ни ее названия, ни ее сюжета. Она жила во мне со времен войны чувством светлой печали, я ощущал ее как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шли в бой и кто не вернулся с войны. Я еще не знал, каким будет мой фильм. Но я уже твердо решил, что в этом фильме не будет показана смерть героя, это, казалось мне, зрелище не эстетическое. У меня были придуманы некоторые сцены, но сюжет фильма складывался мучительно. Сцены рождались в моей фантазии и тотчас же исчезали: они не соответствовали тональности фильма, звучавшей в моей душе. Я придумывал новые и от этих отказывался.

В то время, когда в кулуарах "Мосфильма" еще живо обсуждали фильм "Сорок первый", мы с Валентином Ежовым работали над сценарием о солдате. Работали увлеченно. Оба были молодые, оба участвовали в войне, оба знали, что значит хоронить своих товарищей. Работали мы на даче у Ежова. Рядом с нами писал свой сценарий "Жажда" поэт Григорий Поженян.

Между тем в стране происходили новые события. Никита Сергеевич Хрущев опубликовал свою работу об искусстве. Он призвал художников создавать современные произведения и любовался елочками, обсыпанными инеем. "Вот, мол, какая у нас природа, а вы проходите мимо". По этому поводу на "Мосфильме" состоялось открытое партийное собрание. На этом собрании наш сценарий был подвергнут серьезной критике. "Партия призывает нас снимать современные фильмы, а некоторые режиссеры работают над историческими сюжетами. Например, Чухрай. Он снимает фильм опять о войне". Я защищался. Мы с Ежовым продолжали работать.
Один из вариантов сценария прочли в мастерской Ромма, его осудили. Вечером того же дня мне позвонил Ромм.
- Гриша, вы мужественный человек. Я думаю, вам нужно отказаться от сценария. Он не получился.

Я любил Ромма, как любил бы своего отца. Его мнение было для меня непререкаемым. Но на сей раз я его не послушал. Вместе с Ежовым мы стали думать, что у нас не получилось. Мы задумали сделать фильм о войне без войны, и именно это не получилось. Получилось "без войны". Решили начать сценарий военным эпизодом. Я вспомнил солдата, который отличился в бою. Когда я спросил его, как это у него получилось, он признался: "Я очень испугался". Мы стали обрабатывать эту ситуацию и придумали эпизод с танками. И, к нашему удивлению, теперь, когда мы показали войну, у нас получилось то, к чему мы стремились: война без войны. Но все равно в сценарии чего-то еще не хватало.

Однажды ночью мне в голову пришла мысль: сын погиб, а мать, как тысячи матерей, все еще выходит на дорогу и ждет. Авось произойдет чудо, и ее сын возвратится. Я позвонил Ежову. Мой звонок разбудил его.
- Ты что звонишь среди ночи? Совсем одурел!
- Кажется, я придумал начало фильма, - и рассказал ему суть эпизода. Он выслушал и сказал:
- Ладно. Давай спать!..
А утром он уже сам звонил мне.
- Хороший эпизод! Теперь все стало на место!

Ромм, прочитав новый вариант сценария, обрадовался нашим находкам как своим собственным, одобрил сценарий и предложил назвать его "Баллада о солдате".

Григорий Чухрай.
Отрывок из книги "Мое кино"
Источник: vk.com/teatr_v_spb

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам