«В Ухте моя сцена»
В 30 лет она решила стать режиссёром. И теперь будучи одним из лучших профессионалов в городе, постановщик нашумевших в Ухте мюзиклов Наталья Соколова уверенно заявляет: «Случайных номеров не бывает».
досье
Наталья Соколова
– Почему вы решили стать режиссёром?
– По первому образованию я хореограф. До Городского дворца культуры работала в Центре коми культуры. Там проводила мероприятия, ставила танцы, организовывала фестивали. В какой-то момент одной хореографии стало мало. Кроме того, меня пригласили в ГДК в качестве заведующего сектором по культурно-массовой работе, а это направление деятельности предполагает и занятие режиссурой. И если практических навыков в этом деле хватало, потому что родилась в творческой семье и, можно сказать, выросла на сцене, то теоретических знаний было недостаточно. Когда чувствуешь в себе потенциал – нужно учиться. Санкт-Петербургский институт культуры окончила с краcным дипломом.
– В Ухте вы больше известны благодаря поставленным мюзиклам...
– Поначалу мне не доверяли крупные концерты. Первым мероприятием на большой сцене было празднование Дня народного единства. Кстати, Ухта самый многонациональный город в республике. У нас зарегистрированы 19 культурных автономий. Не скажу, что получалось сразу: всё пришло с опытом. Боялась попросить помощи, даже если надо было передвинуть скамейку, старалась всё делать сама. Как профессионала меня признали после первого мюзикла «Возвращение». Ставить его было страшно. Понимала, что в нём задействовано много людей, 150 артистов. Потом был «Сын полка», постановка к 9 Мая «Победа – одна на всех», программа «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти » и так далее. В этом году к 9 Мая мюзикл хочу сделать позитивным. Возможно, он будет состоять из множества массовых весёлых номеров по мотивам советских фильмов, но с обязательным присутствовием сюжетной линии.
– Что хотите донести до зрителя через свои постановки?
– Правду. Чтобы написать сценарий, приходится обращаться к множеству источников, общаться с людьми. Сейчас готовлю «Высоцкого», и он уже стал мне сниться. Что только о нём не смотрела и не читала (смеётся). Конечно, это вовсе не значит, что покажу на сцене абсолютно всё, но я должна знать на сто процентов, о чём буду говорить. Ошибки исключены, иначе зритель не поверит.
– Когда планируете показ?
– В день его рождения – 25 января. Окончательная дата будет зависеть от занятости сцены ГДК.
– О чём этот мюзикл?
– Могу только сказать, что в нём будут затронуты все сферы его жизни: любовь к Марине Влади, творчество и противостояние власти, зарождение и осознание самого себя.
– В нём будут участвовать только ухтинцы?
– Лучшие артисты ГДК, ребята из УГТУ. Часто спрашивают: «Кто будет играть главную роль?» Как таковой её нет. Будут прототипы Владимира Высоцкого в разном возрасте. И даже не Высоцкий, как человек, а его мироощущение. Не собираюсь делать привязок ни к голосу, ни к внешности. Его песни исполнят даже девушки. Высоцкий – смелый и свободный человек. Это видно из его произведений, они наполнены смыслом и актуальны во все времена. Если получится, сделаю этот мюзикл гастрольным. Думаю, он сможет заинтересовать и молодёжь. Следующая история, скорее всего, будет о Цое. Очень хочу поставить Есенина. Эти люди подкупают меня своей скромностью. Тем, что не кичились осознанием своего величия. Полагаю, что они вообще об этом не знали.
– Сами театр часто посещаете?
– В Санкт-Петербурге ходила часто. Больше люблю музыкальные спектакли. Особенно нравится «Юнона и Авось». – Не возникало желания тоже поставить спектакль? – Нет. Спектакли ставят по мотивам пьес, а я говорю о правде. Мне ближе реальность. Стараюсь избегать и уличных концертов, поскольку они не несут в себе смысловую нагрузку. На мой взгляд, работа над ними – утопия для режиссёра.
– В качестве актрисы в собственных постановках не участвуете?
– Считаю это глупым. Настроиться на роль и одновременно контролировать всё, что происходит вокруг, – невозможно. Максимум, использую свой голос или могу кого-то озвучить. Моё дело – закулисье.
– У вас есть любимый режиссёр?
– В авторитете режиссёры Санкт-Петербурга. Очень уважаю Олега Леонидовича Орлова, он был заведующим кафедрой нашего института. Честно говоря, хороших постановок сейчас мало. Даже преподаватели говорили, что у себя на периферии мы работаем лучше, чем режиссёры Питера. В крупных городах всё завязано на деньгах и шоу.
– Поэтому не остались в Санкт-Петербурге?
– Мне предлагали там работу, но здесь моя сцена, мои артисты, и таких, как я, практически нет. Там большая конкуренция, борьба за площадки. Мне бы пришлось лет десять за кем-то бегать, чтобы поставить что-то самой. В Ухте могу творить что хочу, выезжать на гастроли, участвовать в конкурсах, и обо мне могут узнать все. Важно не то, где ты работаешь, а как.
– То есть признание для вас играет большую роль?
– Не особо. Для меня важно, чтобы меня знали в творческой среде. Чем выше ступень, на которой стоишь, тем ты смелее, тебе больше доверяют.
– Кстати, о конкурсах. Почему вы до сих пор ни в одном не поучаствовали?
– Знаю, что пора. Скопилось достаточно материала. В следующем году обязательно этим займусь.
– Дочь в будущем тоже видите режиссёром?
– Насте – четырнадцать, она учится в УТЛ, играет в лицейском театре. Участвует и в моих постановках. Мечтает стать режиссёром, но я не в восторге от этой идеи. Хочу, чтобы у неё были выходные и праздники, чтобы вечера проводила дома. Для людей моей профессии – это большая роскошь. Режиссёр – вообще самая трудная работа во всей культуре.
– ???
– Хорошим режиссёром может стать только сильная личность. Человек должен быть трудоголиком, много читать и смотреть, всем интересоваться, уметь организовывать себя, поскольку обязан знать тексты всех актёров, каждое их движение. Случайных номеров не бывает.
– Как отдыхаете от творческой суеты?
– Люблю путешествовать. Обожаю Сочи, хотя к морю равнодушна. Мне больше интересны экскурсии. По возможности читаю, причём всё подряд – от биографических рассказов до фантастики. Отдыхаю, когда нахожусь в кругу своей большой семьи. В ней все – творческие люди. Когда встречаемся в праздники, не обходится без песен и танцев.
– По первому образованию я хореограф. До Городского дворца культуры работала в Центре коми культуры. Там проводила мероприятия, ставила танцы, организовывала фестивали. В какой-то момент одной хореографии стало мало. Кроме того, меня пригласили в ГДК в качестве заведующего сектором по культурно-массовой работе, а это направление деятельности предполагает и занятие режиссурой. И если практических навыков в этом деле хватало, потому что родилась в творческой семье и, можно сказать, выросла на сцене, то теоретических знаний было недостаточно. Когда чувствуешь в себе потенциал – нужно учиться. Санкт-Петербургский институт культуры окончила с краcным дипломом.
– В Ухте вы больше известны благодаря поставленным мюзиклам...
– Поначалу мне не доверяли крупные концерты. Первым мероприятием на большой сцене было празднование Дня народного единства. Кстати, Ухта самый многонациональный город в республике. У нас зарегистрированы 19 культурных автономий. Не скажу, что получалось сразу: всё пришло с опытом. Боялась попросить помощи, даже если надо было передвинуть скамейку, старалась всё делать сама. Как профессионала меня признали после первого мюзикла «Возвращение». Ставить его было страшно. Понимала, что в нём задействовано много людей, 150 артистов. Потом был «Сын полка», постановка к 9 Мая «Победа – одна на всех», программа «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти » и так далее. В этом году к 9 Мая мюзикл хочу сделать позитивным. Возможно, он будет состоять из множества массовых весёлых номеров по мотивам советских фильмов, но с обязательным присутствовием сюжетной линии.
– Что хотите донести до зрителя через свои постановки?
– Правду. Чтобы написать сценарий, приходится обращаться к множеству источников, общаться с людьми. Сейчас готовлю «Высоцкого», и он уже стал мне сниться. Что только о нём не смотрела и не читала (смеётся). Конечно, это вовсе не значит, что покажу на сцене абсолютно всё, но я должна знать на сто процентов, о чём буду говорить. Ошибки исключены, иначе зритель не поверит.
– Когда планируете показ?
– В день его рождения – 25 января. Окончательная дата будет зависеть от занятости сцены ГДК.
– О чём этот мюзикл?
– Могу только сказать, что в нём будут затронуты все сферы его жизни: любовь к Марине Влади, творчество и противостояние власти, зарождение и осознание самого себя.
– В нём будут участвовать только ухтинцы?
– Лучшие артисты ГДК, ребята из УГТУ. Часто спрашивают: «Кто будет играть главную роль?» Как таковой её нет. Будут прототипы Владимира Высоцкого в разном возрасте. И даже не Высоцкий, как человек, а его мироощущение. Не собираюсь делать привязок ни к голосу, ни к внешности. Его песни исполнят даже девушки. Высоцкий – смелый и свободный человек. Это видно из его произведений, они наполнены смыслом и актуальны во все времена. Если получится, сделаю этот мюзикл гастрольным. Думаю, он сможет заинтересовать и молодёжь. Следующая история, скорее всего, будет о Цое. Очень хочу поставить Есенина. Эти люди подкупают меня своей скромностью. Тем, что не кичились осознанием своего величия. Полагаю, что они вообще об этом не знали.
– Сами театр часто посещаете?
– В Санкт-Петербурге ходила часто. Больше люблю музыкальные спектакли. Особенно нравится «Юнона и Авось». – Не возникало желания тоже поставить спектакль? – Нет. Спектакли ставят по мотивам пьес, а я говорю о правде. Мне ближе реальность. Стараюсь избегать и уличных концертов, поскольку они не несут в себе смысловую нагрузку. На мой взгляд, работа над ними – утопия для режиссёра.
– В качестве актрисы в собственных постановках не участвуете?
– Считаю это глупым. Настроиться на роль и одновременно контролировать всё, что происходит вокруг, – невозможно. Максимум, использую свой голос или могу кого-то озвучить. Моё дело – закулисье.
– У вас есть любимый режиссёр?
– В авторитете режиссёры Санкт-Петербурга. Очень уважаю Олега Леонидовича Орлова, он был заведующим кафедрой нашего института. Честно говоря, хороших постановок сейчас мало. Даже преподаватели говорили, что у себя на периферии мы работаем лучше, чем режиссёры Питера. В крупных городах всё завязано на деньгах и шоу.
– Поэтому не остались в Санкт-Петербурге?
– Мне предлагали там работу, но здесь моя сцена, мои артисты, и таких, как я, практически нет. Там большая конкуренция, борьба за площадки. Мне бы пришлось лет десять за кем-то бегать, чтобы поставить что-то самой. В Ухте могу творить что хочу, выезжать на гастроли, участвовать в конкурсах, и обо мне могут узнать все. Важно не то, где ты работаешь, а как.
– То есть признание для вас играет большую роль?
– Не особо. Для меня важно, чтобы меня знали в творческой среде. Чем выше ступень, на которой стоишь, тем ты смелее, тебе больше доверяют.
– Кстати, о конкурсах. Почему вы до сих пор ни в одном не поучаствовали?
– Знаю, что пора. Скопилось достаточно материала. В следующем году обязательно этим займусь.
– Дочь в будущем тоже видите режиссёром?
– Насте – четырнадцать, она учится в УТЛ, играет в лицейском театре. Участвует и в моих постановках. Мечтает стать режиссёром, но я не в восторге от этой идеи. Хочу, чтобы у неё были выходные и праздники, чтобы вечера проводила дома. Для людей моей профессии – это большая роскошь. Режиссёр – вообще самая трудная работа во всей культуре.
– ???
– Хорошим режиссёром может стать только сильная личность. Человек должен быть трудоголиком, много читать и смотреть, всем интересоваться, уметь организовывать себя, поскольку обязан знать тексты всех актёров, каждое их движение. Случайных номеров не бывает.
– Как отдыхаете от творческой суеты?
– Люблю путешествовать. Обожаю Сочи, хотя к морю равнодушна. Мне больше интересны экскурсии. По возможности читаю, причём всё подряд – от биографических рассказов до фантастики. Отдыхаю, когда нахожусь в кругу своей большой семьи. В ней все – творческие люди. Когда встречаемся в праздники, не обходится без песен и танцев.
Олеся Колесник, kolesnik@nepsite.ru
Фото Марины Сиваковой и из архива Натальи Соколовой