«Эти люди светят сквозь времена...»
Это будет уже второй визит популярного артиста театра и кино в столицу Коми. Год назад он также приезжал для участия в концерте «Мои кумиры».
досье
Саид Багов
Российский актёр, режиссер, Заслуженный артист РФ (2003), Лауреат премии Москвы (2004).
Тогда это был вечер памяти Владимира Высоцкого. Алексей Моисеенко исполнил свою песню-посвящение поэту, а Саид Багов читал стихи и отрывки из книги воспоминаний Аллы Демидовой.
Стоит отметить, что творческий тандем Багов – Моисеенко состоялся благодаря еще одному знаменитому актеру, кумиру многих любителей театра и кино – Валентину Гафту. Прошлым летом Алексей Моисеенко случайно познакомился с Гафтом в Баден-Бадене. Вернувшись в Москву, Валентин Иосифович весьма восторженно рассказывал своим друзьям о новом знакомом из Коми, и, по словам Саида, он был заинтригован. «Я хоть и не ревнивый, но мне захотелось познакомиться с этим человеком», – признался он.
Встреча Багова и Моисеенко произошла на «Хрустальном балу» в честь 80-летия Валентина Гафта. Тогда же родилась идея пригласить Саида в Коми для участия в проекте. Корреспондент «НЭПа» был на их первом совместном концерте и после него общался с московским гостем.
– Вечер получился неформальным, многое происходило спонтанно и неожиданно. Вы не пожалели, что приехали?
– Не только не пожалел, а счастлив! Все было естественно, органично и полезно. К любой ситуации, которая происходит в моей жизни, отношусь крайне серьезно, потому что на все отпущено время и все записано на какую-то жесткую матрицу. Есть люди, которые этого не понимают. Им кажется, что можно жить начерно, а потом, когда-нибудь, набело. Когда ты понимаешь, что все всегда набело, то пытаешься расшифровать этот «узор»: почему это тебе дано? Для чего?
– И Вас не шокировало то, что многое тогда прошло на уровне импровизации?
– Нет, мне этот опыт знаком. В театре «Школа современной пьесы», где я служу, мы проводили подобные вечера. Это было ноу-хау театра. Театр – это всегда встреча, и когда есть возможность общения подобного рода, это большое счастье. Я очень люблю актерскую профессию и театр, как таковой. Причем театр для меня не место иллюзий. Это институт, рассказывающий о том, что такое человек, а лицедейство – инструмент для этого рассказа. Так должно быть в идеале.
Саид Багов – весьма популярный артист. И хотя в кино ему достаются в основном отрицательные роли, его амплуа – интеллектуал. Увидев его умный взгляд и многозначную улыбку, зритель понимает – не все так просто в судьбе его героя. И начинает сопереживать, думать, верить… Впрочем, по словам актера, он удивлен, почему режиссеры выбирают для него отрицательных персонажей.
– Мы шутили как-то с режиссером Павлом Лунгиным, у которого я недавно сыграл очередную роль преступника в сериале «Родина». Говорю ему: «Я на вас обижен. Посмотрите, я ведь могу сыграть простого русского парня,голубоглазого, курносого, кучерявого, а вы мне даете каких-то сволочей играть». Кстати, далеко не все роли, которые ему предлагали, Саид соглашался играть. Так, в фильме «Цареубийца» про Якова Юровского, сниматься наотрез отказался.
Актер рассказал тогда, что живет в Москве, но воспринимает ее как «суетную мачеху».
– Это не есть моя родина. Я родился и до 17 лет жил в Грозном. Это был удивительный город, но я рвался оттуда, потому что понимал, что мне необходимо оказаться в театре. А театральной Меккой тогда, как и сейчас, была Москва. Профессия вытащила и оторвала меня от дома и родных. Как это путешествие началось в 17 лет, так все не может закончиться.
– Живя в Москве, кем Вы себя ощущаете?
– Кавказцем. Точнее черкесом. Во мне намес кровей, но ментально – я человек кавказский. Это означает любовь к солнцу, синему небу, близость к природе, любовь к своим родным, уважение и глубина родственных чувств. После грозненской катастрофы мои родители живут в Адыгее, на родине отца. Адыгея во многом напоминает Грозный, это же Северный Кавказ. Поэтому там я – дома.
Багов сообщил также, что в его планах была работа с Валентином Гафтом над пьесой по роману Самюэля Беккета, и что он был бы не прочь приехать в Сыктывкар для участия в концерте памяти Федора Шаляпина.
– Я обожаю Шаляпина с детства! – признался он. – В конце 1960-х годов по грозненскому телевидению показывали фильм «Дон Кихот», для которого Шаляпин записал четыре песни… Если не показывать великих артистов, то никогда о них и не узнаешь. Детей надо ориентировать: смотрите не на Киркорова, а вот сюда – на Федора Ивановича, на ве- ликую Марию Каллас. Эти люди светят сквозь время.
4 ноября корреспондент «НЭПа» сделал короткий телефонный звонок артисту.
– Как я понимаю, Вас не пришлось уговаривать вновь приехать в Коми?
– Нет, мы оба с ним (с Алексеем Моисеенко, – Е.Ш.) любим Шаляпина. Леша является другом Гафта, и мы с ним также дружны не только по-человечески, но и творчески.
– Что будет в новом концерте?
– Программу, которую подготовил Леша, я не знаю, но от меня он ждет рассказов о Шаляпине, ведь у каждого из нас свои личные впечатления от его творчества, и каждый находился под его воздействием. Будет мой рассказ, и я привезу редкие шаляпинские записи, чтобы люди их услышали.
– А что интересного произошло за этот год у Вас – артиста Багова?
– Много было всего. Но главное – это репетиции с Валентином Иосифовичем Гафтом. Мы работали над пьесой и сейчас уже приступаем к репетициям. Учим слова, как и полагается артистам. Заняты режиссерской и актерской работой.
– А помимо этого?
– Я вернулся в театр «Школа современной пьесы» к своему педагогу Иосифу Райхельгаусу, в течение пяти лет меня там не было. И еще пошел преподавать в ГИТИС, в качестве педагога на его курсе. А в данный момент я в Питере.
– На гастролях?
– Нет, это театр «Современник» приехал на гастроли, а мы с Гафтом собираемся параллельно эти три дня репетировать. Валентин Иосифович, к слову, тоже хотел приехать в Коми, но не может, потому что очень занят. Он попросил меня прочесть его собственное стихотворение «Стенька Разин», посвященное в какой-то степени Шаляпину. Что я и сделаю с удовольствием.
В 1979 го д у окончил ГИТИС, работал в Драматическом театре им. Станиславского, театре Советской Армии, театре «Гешер» (Тель-Авив) и Русской антрепризе Михаила Козакова (Тель-Авив).
С 1997-го – артист театра «Школа современной пьесы». Снялся в трех десятках фильмов, среди которых «Деньги», «Копейка», «Штрафбат», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Авантю- ристка»…
Стоит отметить, что творческий тандем Багов – Моисеенко состоялся благодаря еще одному знаменитому актеру, кумиру многих любителей театра и кино – Валентину Гафту. Прошлым летом Алексей Моисеенко случайно познакомился с Гафтом в Баден-Бадене. Вернувшись в Москву, Валентин Иосифович весьма восторженно рассказывал своим друзьям о новом знакомом из Коми, и, по словам Саида, он был заинтригован. «Я хоть и не ревнивый, но мне захотелось познакомиться с этим человеком», – признался он.
Встреча Багова и Моисеенко произошла на «Хрустальном балу» в честь 80-летия Валентина Гафта. Тогда же родилась идея пригласить Саида в Коми для участия в проекте. Корреспондент «НЭПа» был на их первом совместном концерте и после него общался с московским гостем.
– Вечер получился неформальным, многое происходило спонтанно и неожиданно. Вы не пожалели, что приехали?
– Не только не пожалел, а счастлив! Все было естественно, органично и полезно. К любой ситуации, которая происходит в моей жизни, отношусь крайне серьезно, потому что на все отпущено время и все записано на какую-то жесткую матрицу. Есть люди, которые этого не понимают. Им кажется, что можно жить начерно, а потом, когда-нибудь, набело. Когда ты понимаешь, что все всегда набело, то пытаешься расшифровать этот «узор»: почему это тебе дано? Для чего?
– И Вас не шокировало то, что многое тогда прошло на уровне импровизации?
– Нет, мне этот опыт знаком. В театре «Школа современной пьесы», где я служу, мы проводили подобные вечера. Это было ноу-хау театра. Театр – это всегда встреча, и когда есть возможность общения подобного рода, это большое счастье. Я очень люблю актерскую профессию и театр, как таковой. Причем театр для меня не место иллюзий. Это институт, рассказывающий о том, что такое человек, а лицедейство – инструмент для этого рассказа. Так должно быть в идеале.
Саид Багов – весьма популярный артист. И хотя в кино ему достаются в основном отрицательные роли, его амплуа – интеллектуал. Увидев его умный взгляд и многозначную улыбку, зритель понимает – не все так просто в судьбе его героя. И начинает сопереживать, думать, верить… Впрочем, по словам актера, он удивлен, почему режиссеры выбирают для него отрицательных персонажей.
– Мы шутили как-то с режиссером Павлом Лунгиным, у которого я недавно сыграл очередную роль преступника в сериале «Родина». Говорю ему: «Я на вас обижен. Посмотрите, я ведь могу сыграть простого русского парня,голубоглазого, курносого, кучерявого, а вы мне даете каких-то сволочей играть». Кстати, далеко не все роли, которые ему предлагали, Саид соглашался играть. Так, в фильме «Цареубийца» про Якова Юровского, сниматься наотрез отказался.
Актер рассказал тогда, что живет в Москве, но воспринимает ее как «суетную мачеху».
– Это не есть моя родина. Я родился и до 17 лет жил в Грозном. Это был удивительный город, но я рвался оттуда, потому что понимал, что мне необходимо оказаться в театре. А театральной Меккой тогда, как и сейчас, была Москва. Профессия вытащила и оторвала меня от дома и родных. Как это путешествие началось в 17 лет, так все не может закончиться.
– Живя в Москве, кем Вы себя ощущаете?
– Кавказцем. Точнее черкесом. Во мне намес кровей, но ментально – я человек кавказский. Это означает любовь к солнцу, синему небу, близость к природе, любовь к своим родным, уважение и глубина родственных чувств. После грозненской катастрофы мои родители живут в Адыгее, на родине отца. Адыгея во многом напоминает Грозный, это же Северный Кавказ. Поэтому там я – дома.
Багов сообщил также, что в его планах была работа с Валентином Гафтом над пьесой по роману Самюэля Беккета, и что он был бы не прочь приехать в Сыктывкар для участия в концерте памяти Федора Шаляпина.
– Я обожаю Шаляпина с детства! – признался он. – В конце 1960-х годов по грозненскому телевидению показывали фильм «Дон Кихот», для которого Шаляпин записал четыре песни… Если не показывать великих артистов, то никогда о них и не узнаешь. Детей надо ориентировать: смотрите не на Киркорова, а вот сюда – на Федора Ивановича, на ве- ликую Марию Каллас. Эти люди светят сквозь время.
4 ноября корреспондент «НЭПа» сделал короткий телефонный звонок артисту.
– Как я понимаю, Вас не пришлось уговаривать вновь приехать в Коми?
– Нет, мы оба с ним (с Алексеем Моисеенко, – Е.Ш.) любим Шаляпина. Леша является другом Гафта, и мы с ним также дружны не только по-человечески, но и творчески.
– Что будет в новом концерте?
– Программу, которую подготовил Леша, я не знаю, но от меня он ждет рассказов о Шаляпине, ведь у каждого из нас свои личные впечатления от его творчества, и каждый находился под его воздействием. Будет мой рассказ, и я привезу редкие шаляпинские записи, чтобы люди их услышали.
– А что интересного произошло за этот год у Вас – артиста Багова?
– Много было всего. Но главное – это репетиции с Валентином Иосифовичем Гафтом. Мы работали над пьесой и сейчас уже приступаем к репетициям. Учим слова, как и полагается артистам. Заняты режиссерской и актерской работой.
– А помимо этого?
– Я вернулся в театр «Школа современной пьесы» к своему педагогу Иосифу Райхельгаусу, в течение пяти лет меня там не было. И еще пошел преподавать в ГИТИС, в качестве педагога на его курсе. А в данный момент я в Питере.
– На гастролях?
– Нет, это театр «Современник» приехал на гастроли, а мы с Гафтом собираемся параллельно эти три дня репетировать. Валентин Иосифович, к слову, тоже хотел приехать в Коми, но не может, потому что очень занят. Он попросил меня прочесть его собственное стихотворение «Стенька Разин», посвященное в какой-то степени Шаляпину. Что я и сделаю с удовольствием.
Беседовала Елена Шелест
Наша справка
Саид (Грегори-Саид) Муратович Багов родился 17 февраля 1958 года в Грозном.В 1979 го д у окончил ГИТИС, работал в Драматическом театре им. Станиславского, театре Советской Армии, театре «Гешер» (Тель-Авив) и Русской антрепризе Михаила Козакова (Тель-Авив).
С 1997-го – артист театра «Школа современной пьесы». Снялся в трех десятках фильмов, среди которых «Деньги», «Копейка», «Штрафбат», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Авантю- ристка»…