«Мелодия для меня важнее слов»
10 октября в 17:00 ухтинцев приглашают в Детскую музыкальную школу № 1.
досье
Наталья Высоких
Наталья Высоких - музыкант, композитор.
Наша землячка, уроженка Сосногорска, а сейчас жительница Санкт-Петербурга Наталья Высоких и созданный ею «Домашний оркестр», представят программу «Голоса», где прозвучат произведения Натальи.
В преддверии концерта - это интервью для кого-то новая встреча, для кого-то знакомство со скрипачкой и композитором.
- Наташа, помните, как в фильме «Покровские ворота», стоя на балконе под присмотром деда, мальчик играет на скрипке, а ему так хочется во двор? А как Вы познакомились со скрипкой?
- Очень просто: родители лет в шесть отдали в музыкальную школу, сказали, ничего страшного со мной там делать не будут. Занималась в музыкалке все годы, пока училась в обычной школе. Потом поступила в сыктывкарское Училище искусств.
- Скажите, а писать музыку Вы стали давно? И правильно ли говорить «писать»?
- На самом деле, открою большой секрет - это не писать, а транслировать. Ты через себя транслируешь вещи, которые к тебе приходят. Это как какой-то посыл, а ты просто его распаковываешь.
Если есть заказ на музыку к спектаклю - другое дело. Тебе дается определенная ситуационная задача, ты собираешь мысли в кучу и придумываешь.
А еще у музыки есть такая вещь: если ты «уходишь» не в ту сторону, она реально начинает сопротивляться. И ты переделываешь.
- А как давно Вы транслируете?
- Лет с двенадцати. В ненавязчивом режиме: есть - и хорошо.
- Музыку к спектаклям в основном заказывают питерские театры?
- Нет. Крайними точками были Благовещенск, Калининград, Нижневартовск. Но в Питере, конечно, больше. За четыре года было 12-13 работ.
- В Вашем активе один альбом авторской музыки?
- «Бабочки и рыба», издан в 2011 году. Есть материалы на второй альбом или на второй и третий. Все, как не крути, упирается в финансы. Когда писала «Бабочки и рыба», зарабатывала тем, что играла. Бежала на студию, вкладывала деньги в запись, платила музыкантам и, в конце концов, выпустила. Сама. Думаю, что уже надо бы записать.
- Некоторые Ваши произведения сопровождает пение, некоторые вещи – просто инструментальные пьесы. А сами Вы поете?
- Дома, в душе, наверное, все поют. А, вообще, все, что придумываю, все поется. Я пишу через голос. Мелодия для меня важнее слов. Если она хорошего уровня, то только усиливает ощущение от музыки как дополнение. Это не рок, где слово главнее, это другая музыка.
- Вас можно представить в образе академической скрипачки?
- По обучению я, конечно, академический музыкант, но не академист, поскольку потом стала заниматься разной музыкой. Но это не значит, что играю хуже академистов, достаточно хорошо импровизирую.
Я немножко мыслю по-другому. У академистов – нельзя сказать так про всех – есть определенная грань, за которую они не выходят. Это вопрос желания человека делать что-то еще. Можно всю жизнь сидеть в оркестре – кому что хочется.
Я периодически играю классику, зовут на замену. Мне очень нравится, но есть определенные моменты, которые не дают мне прийти от этого в полный восторг. Музыку понимаю, могу разобрать, но виртуозные вещи не играю.
Я не технарь. Не понимаю, например, зачем буду сейчас быстро перебирать пальцами.
- А какое самое сложное произведение доводилось играть?
- Концерт Сибелиуса. Классная музыка. Но 14 лет назад, когда поступала в консерваторию, было немножко не до него: было много других забот. Как-то спустя рукава сыграла.
- А на какой скрипке Вы играете?
- На красивой. У меня на самом деле не крутая скрипка: мануфактурная, XIX век, «немец», копия скрипки XVII века. Это подарок.
- «Домашний оркестр» - это Ваше детище?
- Задумала его в 2012 году, когда поняла, что у меня есть достаточно материала для того, чтобы играть концерты. В Сосногорске, в 15 лет, был свой коллектив. Ну, это так, детский рок-н-ролл в клубах.
- А почему «Домашний»?
- Так захотелось. Я стремлюсь, чтобы люди на концерте почувствовали какую-то особенную атмосферу. Не в том плане, домашний, что я пришла в тапочках, халате, с бигудями на голове, и буду лузгать семечки.
Теплым должно быть что-то. Наверное, пока не получается то, что я хочу, но в какой-то момент критическая масса все перевесит.
- В коллективе все музыканты питерские?
- В Питере выступают все питерские. Один мальчик-виолончелист играет в Большом зале филармонии. Сравнивать наш коллектив и Большой зал филармонии нет смысла. Кто-то преподает, кто-то играет с разными командами.
Вокалистка в джазе. Все занимаются своими делами, а «Домашний оркестр» - для всех еще один проект. Но в столице Коми и вашем городе состав будет 50х50: питерцы и сыктывкарцы.
- У оркестра много программ?
- По большому счету две. Программа для взрослых и программа для детей, так как большая часть моей работы – это музыка к спектаклям для детей. Программа «Голоса» при одной и той же музыке может делаться с каким угодно лицом. Я знаю, что в Ухте хотят более академичное.
- У Вас присутствуют необычные инструменты?
- Нет, правда, иногда использую фольклорные: перкуссии, мандолины, свистелки. В музыке к спектаклям – калимбу, это африканский инструмент.
Все зависит от фантазии. Этот спектакль хочу решить немножко в африканском стиле, в следующем хочу, чтобы звучали только медные инструменты: труба, тромбон…
- Так кто же Вы сейчас больше - композитор или музыкант?
- Во внешней жизни больше композитор. Нормальные люди чем-то зарабатывают. А я тем, что пишу музыку к спектаклям. Не могу сказать, что это плохая работа. Но моя природа музыкантская, играть хочу больше. Думаю, хватит сил на все.
Альбомы, записанные при участии Натальи Высоких:
«Бабочки и рыба» (2011). В 2012 году на музыку «Бабочек и рыб хореографом Анной Чеботаревой поставлен танцевальный спектакль «Спящая. Пробуждение».
Ilmar Karuso Band – I remember (2009)
Дмитрий Максимачев – «Музыка» (2005), «Хореография» (2008)
Reelroad - «Стрела» (2004), «Гуляю, гуляю» (2007)
«Отава Ё» - «Под аптекой» (2005), «Жили-были» (2009), Renaissance Winds – Parolum. Nobilis. Humilis (2001).
Неизданные: A Bao A Qu - ODNO (2005), «Вавилонская сюита» (2005).
В преддверии концерта - это интервью для кого-то новая встреча, для кого-то знакомство со скрипачкой и композитором.
- Наташа, помните, как в фильме «Покровские ворота», стоя на балконе под присмотром деда, мальчик играет на скрипке, а ему так хочется во двор? А как Вы познакомились со скрипкой?
- Очень просто: родители лет в шесть отдали в музыкальную школу, сказали, ничего страшного со мной там делать не будут. Занималась в музыкалке все годы, пока училась в обычной школе. Потом поступила в сыктывкарское Училище искусств.
- Скажите, а писать музыку Вы стали давно? И правильно ли говорить «писать»?
- На самом деле, открою большой секрет - это не писать, а транслировать. Ты через себя транслируешь вещи, которые к тебе приходят. Это как какой-то посыл, а ты просто его распаковываешь.
Если есть заказ на музыку к спектаклю - другое дело. Тебе дается определенная ситуационная задача, ты собираешь мысли в кучу и придумываешь.
А еще у музыки есть такая вещь: если ты «уходишь» не в ту сторону, она реально начинает сопротивляться. И ты переделываешь.
- А как давно Вы транслируете?
- Лет с двенадцати. В ненавязчивом режиме: есть - и хорошо.
- Музыку к спектаклям в основном заказывают питерские театры?
- Нет. Крайними точками были Благовещенск, Калининград, Нижневартовск. Но в Питере, конечно, больше. За четыре года было 12-13 работ.
- В Вашем активе один альбом авторской музыки?
- «Бабочки и рыба», издан в 2011 году. Есть материалы на второй альбом или на второй и третий. Все, как не крути, упирается в финансы. Когда писала «Бабочки и рыба», зарабатывала тем, что играла. Бежала на студию, вкладывала деньги в запись, платила музыкантам и, в конце концов, выпустила. Сама. Думаю, что уже надо бы записать.
- Некоторые Ваши произведения сопровождает пение, некоторые вещи – просто инструментальные пьесы. А сами Вы поете?
- Дома, в душе, наверное, все поют. А, вообще, все, что придумываю, все поется. Я пишу через голос. Мелодия для меня важнее слов. Если она хорошего уровня, то только усиливает ощущение от музыки как дополнение. Это не рок, где слово главнее, это другая музыка.
- Вас можно представить в образе академической скрипачки?
- По обучению я, конечно, академический музыкант, но не академист, поскольку потом стала заниматься разной музыкой. Но это не значит, что играю хуже академистов, достаточно хорошо импровизирую.
Я немножко мыслю по-другому. У академистов – нельзя сказать так про всех – есть определенная грань, за которую они не выходят. Это вопрос желания человека делать что-то еще. Можно всю жизнь сидеть в оркестре – кому что хочется.
Я периодически играю классику, зовут на замену. Мне очень нравится, но есть определенные моменты, которые не дают мне прийти от этого в полный восторг. Музыку понимаю, могу разобрать, но виртуозные вещи не играю.
Я не технарь. Не понимаю, например, зачем буду сейчас быстро перебирать пальцами.
- А какое самое сложное произведение доводилось играть?
- Концерт Сибелиуса. Классная музыка. Но 14 лет назад, когда поступала в консерваторию, было немножко не до него: было много других забот. Как-то спустя рукава сыграла.
- А на какой скрипке Вы играете?
- На красивой. У меня на самом деле не крутая скрипка: мануфактурная, XIX век, «немец», копия скрипки XVII века. Это подарок.
- «Домашний оркестр» - это Ваше детище?
- Задумала его в 2012 году, когда поняла, что у меня есть достаточно материала для того, чтобы играть концерты. В Сосногорске, в 15 лет, был свой коллектив. Ну, это так, детский рок-н-ролл в клубах.
- А почему «Домашний»?
- Так захотелось. Я стремлюсь, чтобы люди на концерте почувствовали какую-то особенную атмосферу. Не в том плане, домашний, что я пришла в тапочках, халате, с бигудями на голове, и буду лузгать семечки.
Теплым должно быть что-то. Наверное, пока не получается то, что я хочу, но в какой-то момент критическая масса все перевесит.
- В коллективе все музыканты питерские?
- В Питере выступают все питерские. Один мальчик-виолончелист играет в Большом зале филармонии. Сравнивать наш коллектив и Большой зал филармонии нет смысла. Кто-то преподает, кто-то играет с разными командами.
Вокалистка в джазе. Все занимаются своими делами, а «Домашний оркестр» - для всех еще один проект. Но в столице Коми и вашем городе состав будет 50х50: питерцы и сыктывкарцы.
- У оркестра много программ?
- По большому счету две. Программа для взрослых и программа для детей, так как большая часть моей работы – это музыка к спектаклям для детей. Программа «Голоса» при одной и той же музыке может делаться с каким угодно лицом. Я знаю, что в Ухте хотят более академичное.
- У Вас присутствуют необычные инструменты?
- Нет, правда, иногда использую фольклорные: перкуссии, мандолины, свистелки. В музыке к спектаклям – калимбу, это африканский инструмент.
Все зависит от фантазии. Этот спектакль хочу решить немножко в африканском стиле, в следующем хочу, чтобы звучали только медные инструменты: труба, тромбон…
- Так кто же Вы сейчас больше - композитор или музыкант?
- Во внешней жизни больше композитор. Нормальные люди чем-то зарабатывают. А я тем, что пишу музыку к спектаклям. Не могу сказать, что это плохая работа. Но моя природа музыкантская, играть хочу больше. Думаю, хватит сил на все.
27 сентября Калининградский областной театр кукол представил премьеру спектакля «Сказка наоборот», музыку к которому написала Наталья Высоких. А 18 октября камерный театр Владимира Малыщицкого (г. Санкт-Петербург) покажет премьеру спектакля «Двенадцатая ночь, или Что угодно», над музыкой к которому так же работала Наталья.
Альбомы, записанные при участии Натальи Высоких:
«Бабочки и рыба» (2011). В 2012 году на музыку «Бабочек и рыб хореографом Анной Чеботаревой поставлен танцевальный спектакль «Спящая. Пробуждение».
Ilmar Karuso Band – I remember (2009)
Дмитрий Максимачев – «Музыка» (2005), «Хореография» (2008)
Reelroad - «Стрела» (2004), «Гуляю, гуляю» (2007)
«Отава Ё» - «Под аптекой» (2005), «Жили-были» (2009), Renaissance Winds – Parolum. Nobilis. Humilis (2001).
Неизданные: A Bao A Qu - ODNO (2005), «Вавилонская сюита» (2005).
Оксана Иванова