Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

«Мелодия для меня важнее слов»

10 октября в 17:00 ухтинцев приглашают в Детскую музыкальную школу № 1.
«Мелодия для меня важнее слов»
досье
Наталья Высоких
Наталья Высоких - музыкант, композитор.
Наша землячка, уроженка Сосногорска, а сейчас жительница Санкт-Петербурга Наталья Высоких и созданный ею «Домашний оркестр», представят программу «Голоса», где прозвучат произведения Натальи.

В преддверии концерта - это интервью для кого-то новая встреча, для кого-то знакомство со скрипачкой и композитором. 

- Наташа, помните, как в фильме «Покровские ворота», стоя на балконе под присмотром деда, мальчик играет на скрипке, а ему так хочется во двор? А как Вы познакомились со скрипкой?

- Очень просто: родители лет в шесть отдали в музыкальную школу, сказали, ничего страшного со мной там делать не будут. Занималась в музыкалке все годы, пока училась в обычной школе. Потом поступила в сыктывкарское Училище искусств. 


- Скажите, а писать музыку Вы стали давно? И правильно ли говорить «писать»? 

- На самом деле, открою большой секрет - это не писать, а транслировать. Ты через себя транслируешь вещи, которые к тебе приходят. Это как какой-то посыл, а ты просто его распаковываешь. 
Если есть заказ на музыку к спектаклю - другое дело. Тебе дается определенная ситуационная задача, ты собираешь мысли в кучу и придумываешь.
А еще у музыки есть такая вещь: если ты «уходишь» не в ту сторону, она реально начинает сопротивляться. И ты переделываешь.


- А как давно Вы транслируете?

- Лет с двенадцати. В ненавязчивом режиме: есть - и хорошо.
 

- Музыку к спектаклям в основном заказывают питерские театры?

- Нет. Крайними точками были Благовещенск, Калининград, Нижневартовск. Но в Питере, конечно, больше. За четыре года было 12-13 работ.


- В Вашем активе один альбом авторской музыки?

- «Бабочки и рыба», издан в 2011 году. Есть материалы на второй альбом или на второй и третий. Все, как не крути, упирается в финансы. Когда писала «Бабочки и рыба», зарабатывала тем, что играла. Бежала на студию, вкладывала деньги в запись, платила музыкантам и, в конце концов, выпустила. Сама. Думаю, что уже надо бы записать.
 

- Некоторые Ваши произведения сопровождает пение, некоторые вещи – просто инструментальные пьесы. А сами Вы поете?

- Дома, в душе, наверное, все поют. А, вообще, все, что придумываю, все поется. Я пишу через голос. Мелодия для меня важнее слов. Если она хорошего уровня, то только усиливает ощущение от музыки как дополнение. Это не рок, где слово главнее, это другая музыка.


- Вас можно представить в образе академической скрипачки?

- По обучению я, конечно, академический музыкант, но не академист, поскольку потом стала заниматься разной музыкой. Но это не значит, что играю хуже академистов, достаточно хорошо импровизирую.

Я немножко мыслю по-другому. У академистов – нельзя сказать так про всех – есть определенная грань, за которую они не выходят. Это вопрос желания человека делать что-то еще. Можно всю жизнь сидеть в оркестре – кому что хочется.

Я периодически играю классику, зовут на замену. Мне очень нравится, но есть определенные моменты, которые не дают мне прийти от этого в полный восторг. Музыку понимаю, могу разобрать, но виртуозные вещи не играю.

Я не технарь. Не понимаю, например, зачем буду сейчас быстро перебирать пальцами.


- А какое самое сложное произведение доводилось играть?

- Концерт Сибелиуса. Классная музыка. Но 14 лет назад, когда поступала в консерваторию, было немножко не до него: было много других забот. Как-то спустя рукава сыграла.


- А на какой скрипке Вы играете?

- На красивой. У меня на самом деле не крутая скрипка: мануфактурная, XIX век, «немец», копия скрипки XVII века. Это подарок. 


- «Домашний оркестр» - это Ваше детище? 

- Задумала его в 2012 году, когда поняла, что у меня есть достаточно материала для того, чтобы играть концерты. В Сосногорске, в 15 лет, был свой коллектив. Ну, это так, детский рок-н-ролл в клубах. 


- А почему «Домашний»?

- Так захотелось. Я стремлюсь, чтобы люди на концерте почувствовали какую-то особенную атмосферу. Не в том плане, домашний, что я пришла в тапочках, халате, с бигудями на голове, и буду лузгать семечки.

Теплым должно быть что-то. Наверное, пока не получается то, что я хочу, но в какой-то момент критическая масса все перевесит. 


- В коллективе все музыканты питерские?

- В Питере выступают все питерские. Один мальчик-виолончелист играет в Большом зале филармонии. Сравнивать наш коллектив и Большой зал филармонии нет смысла. Кто-то преподает, кто-то играет с разными командами.

Вокалистка в джазе. Все занимаются своими делами, а «Домашний оркестр» - для всех еще один проект. Но в столице Коми и вашем городе состав будет 50х50: питерцы и сыктывкарцы. 


- У оркестра много программ?

- По большому счету две. Программа для взрослых и программа для детей, так как большая часть моей работы – это музыка к спектаклям для детей. Программа «Голоса» при одной и той же музыке может делаться с каким угодно лицом. Я знаю, что в Ухте хотят более академичное. 


- У Вас присутствуют необычные инструменты?

- Нет, правда, иногда использую фольклорные: перкуссии, мандолины, свистелки. В музыке к спектаклям – калимбу, это африканский инструмент.

Все зависит от фантазии. Этот спектакль хочу решить немножко в африканском стиле, в следующем хочу, чтобы звучали только медные инструменты: труба, тромбон… 


- Так кто же Вы сейчас больше - композитор или музыкант?

- Во внешней жизни больше композитор. Нормальные люди чем-то зарабатывают. А я тем, что пишу музыку к спектаклям. Не могу сказать, что это плохая работа. Но моя природа музыкантская, играть хочу больше. Думаю, хватит сил на все.

27 сентября Калининградский областной театр кукол представил премьеру спектакля «Сказка наоборот», музыку к которому написала Наталья Высоких. А 18 октября камерный театр  Владимира Малыщицкого  (г. Санкт-Петербург) покажет премьеру спектакля «Двенадцатая ночь, или Что угодно», над музыкой к которому так же работала Наталья. 



Альбомы, записанные при участии Натальи Высоких:

 «Бабочки и рыба» (2011). В 2012 году на музыку «Бабочек и рыб хореографом Анной Чеботаревой поставлен танцевальный спектакль «Спящая. Пробуждение».

 Ilmar Karuso Band – I remember (2009)

 Дмитрий Максимачев – «Музыка» (2005), «Хореография» (2008)

 Reelroad - «Стрела» (2004), «Гуляю, гуляю» (2007)

 «Отава Ё» - «Под аптекой» (2005), «Жили-были» (2009), Renaissance Winds – Parolum. Nobilis. Humilis (2001).

 Неизданные: A Bao A Qu - ODNO (2005), «Вавилонская сюита» (2005). 

Оксана Иванова


Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами