Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Перейти на сайт
Поделись НЭПом

«Классику нужно уметь слушать»

Единственному в Коми ансамблю стариной музыки «Интермеццо» исполнилось 30 лет. О коллективе, творчестве и потребности горожан в классической музыке рассказала руководитель Екатерина Лиманская.
«Классику нужно уметь слушать»
досье
Екатерина Лиманская
Как появился «Интермеццо»?

– В конце восьмидесятых в Ухту приезжал ансамбль старинной музыки из Армении. Представляете, было и такое, не то, что сейчас – сплошная эстрада. На нём присутствовала прежний руководитель нашего коллектива и учитель музыкальной школы №1 – Надежда Михайловна Погодина. Ей так понравилась эта музыка, что она решила создать на базе учебного заведения собственный коллектив.

Удивительно, но в это же время в местный музыкальный магазин поступило два клавесина – большая редкость для маленьких городов. С покупкой помогли спонсоры. Надежда Михайловна начала прослушивания, желающих было много. Но из-за большой педагогической нагрузки не могли подстроиться под график репетиций. Между тем, я устроилась в школу преподавателем по классу скрипки. Надежда Михайловна предложила попробовать свои силы и мне. Сама она играла на клавесине, я – на скрипке.

Помимо нас в первый состав вошли Галина Ментова (виолончель), Юрий Мучулаев (гитара), Виктория Моина (блок-флейта). С годами состав ансамбля менялся. Переехала в другой город наша «виолончель» – большая, надо сказать, потеря. Покинула Ухту и сама Надежда Михайловна, передав мне руководство. Теперь «Интремеццо» – это Екатерина Лиманская (скрипка), Александр Лиманский (блок-флейта, скрипка, альт), Сергей Макаров (гитара, заменяющая лютню) и Анжелика Мелехина (клавесин, фортепиано).

– Виолончель – такая невосполнимая потеря?

– Виолончели тогда лишился не только «Интермеццо», но и город: в школе прекратилось обучение на этом музыкальном инструменте. Галина Ментова была единственным педагогом.

– Откуда такое название?

– Мы долго искали что-то созвучное тому, чем мы занимаемся. Читали словари. В одном из них я увидела это слово, обозначающее маленькое произведение, исполняемое в театре в антрактах. Как раз с таких мы и начинали.

– А теперь?

– Теперь в нашем репертуаре не менее 200 произведений разных стилей. Сначала это была музыка 16 века, потом стали включать музыку барокко, отличительной чертой которой является украшение мелодической линии мелизмами (трели, форшлаги): Вивальди, Гайдн, Гендель… Одни из любимых произведений у нас в стиле рококо: Куперен, Рамо…

Хорошо, благодаря интернету, теперь нет проблем с нотами, а раньше Надежда Михайловна ездила в Ленинград, ходила по библиотекам и переснимала их на фотоаппарат. Одно оста- ётся неизменным – мы, как и прежде, адаптируем их под инструментальный состав нашего ансамбля: всё, что есть в готовом виде, предназначено для оркестра или для фортепиано.

– Самые необычные площадки, на которых приходилось выступать «Интермеццо»?

– Железнодорожный вокзал (живой концерт состоялся в 2016 году в рамках соглашения между железнодорожным вокзалом и Управлением культуры Ухты культурном сотрудничестве – прим. ред.) и в музее-усадьбе «Остафьево», где мы были вместе с нашим известным пушкинистом Людмилой Дудиной, участвовали в мероприятии, посвящённом дню рождения поэта.

Также в рамках «Пушкинианы» с Людмилой Николаевной ездили в тур по Прибалтике, выступили в 5 городах, гастролируем по некоторым городам Коми.

Очень гостеприимной оказалась Воркута. Нам устроили экскурсию по городу, организовали спуск в шахту, правда учебную, при горно-экономическом колледже, но выглядит там всё весьма реалистично.

– Дома, как правило, звучит классическая музыка?

– Можем послушать и эстрадных исполнителей. Но больше, конечно, классики. Порой думаю, что я не в то время родилась, уж слишком обожаю ту эпоху. Не пропускаю исторические фильмы, особенно русского производства. Кстати, из телеканалов любителям старины могу посоветовать «Mezzo» – много познавательных программ и хорошей музыки.

– С мужем, наверное, в ансамбле познакомились?

– Мы вместе учились. Стоит отметить, что все участники «Интермеццо» имеют высшее музыкальное образование.

– Почему Вы выбрали скрипку и вообще пошли обучаться музыке?

– Возможно, сработали гены: папа играл на аккордеоне. А со скрипкой меня познакомила моя тётя, в первый раз я услышала скрипку и влюбилась в этот инструмент. Сама подошла к родителям и попросила отвезти меня в музыкальную школу.

– У «Интермеццо» есть альбомы?

 – Нет, поскольку для этого необходимо специальное оборудование. Просто записываем на видео свои концертные выступления. Но эти записи не уходят дальше наших архивов. Лишь однажды мы выложили видеоролик с исполнением одного из произведений в «Ютуб».

– Неужели не хотелось бы?

– Нам бы хотелось новый клавесин и хорошую гитару. Всё, что есть у нас хоть и в рабочем состоянии, но порядком устаревшее. Имея хорошие инструменты, можно помечтать и об остальном.

– Какого возраста ваши слушатели?

– В основном, старшее поколение. Если говорить о молодёжи, она выросла на эстраде. Классику, тем более старинную, нужно уметь слушать. Исходя из того, что на юбилейном концерте, который состоялся 14 апреля в нашей музыкальной школе, на удивление было много молодых людей с детьми, можно сделать вывод, что она входит в моду, а может, в такой музыке у людей возникает душевная потребность.

– Сейчас в моде давать уличные концерты...

– Бывая на подобных в Санкт-Петербурге, беру на заметку что-то полезное у других ансамблей. Что касается нас, мы пока к уличным выступлениям не пришли. Да и времени нет, честно говоря, с трудом находим его для репетиций.

– И на хобби не остаётся?

– Почти. Очень люблю вязать. «Обвязываю » при рождении детей и внуков коллег. Нравится печь, правда, тоже делаю это редко: «Медовик» на Новый год, куличи на Пасху.

– В Вашем кабинете много изделий в виде музыкальных инструментов...

– Это ещё одно моё увлечение. Не сосчитать, сколько у меня подвесок, брошей в виде скрипок, фигурок ангелов с музыкальными инструментами…

Олеся Колесник,  kolesnik@nepsite.ru

Фото: Олеси Колесник и из архива Екатерины Лиманской

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами

другие интервью

Валерий Остроухов: «Скрипка – как строптивая женщина»
Валерий Остроухов:
Валерий Остроухов: «Скрипка – как строптивая женщина»
Мастер Остроухов – единственный на всю Республику Коми «скрипичный доктор». Время от времени он приезжает из Ухты в Сыктывкар, чтобы «полечить» местные музыкальные инструменты, и тогда в его мастерской, которая располагается в Гимназии искусств, свет, бывает, горит до глубокой ночи… Мне тоже довелось однажды постучаться к нему со скрипкой сына, приобретённой, как оказалось, с фабричным браком. Это был прекрасный повод побеседовать с человеком, который знает об этом удивительном инструменте практически всё.
376
0
«Смехотерапия лечит, это правда!»
Светлана Гритчина:
«Смехотерапия лечит, это правда!»
На днях в Министерстве здравоохранения в Москве врач детской больницы Светлана Гритчина получила награду за победу во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучший педиатр-2017». Сегодня она героиня рубрики «Встретились-поговорили».
660
0
«Понятие «медицинская помощь» мне ближе»
Виктория Борисова :
«Понятие «медицинская помощь» мне ближе»
Лучшая детская медсестра страны 2017 года живёт в Ухте.
979
1
все интервью