Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

«Классику нужно уметь слушать»

Единственному в Коми ансамблю стариной музыки «Интермеццо» исполнилось 30 лет. О коллективе, творчестве и потребности горожан в классической музыке рассказала руководитель Екатерина Лиманская.
«Классику нужно уметь слушать»
досье
Екатерина Лиманская
Как появился «Интермеццо»?

– В конце восьмидесятых в Ухту приезжал ансамбль старинной музыки из Армении. Представляете, было и такое, не то, что сейчас – сплошная эстрада. На нём присутствовала прежний руководитель нашего коллектива и учитель музыкальной школы №1 – Надежда Михайловна Погодина. Ей так понравилась эта музыка, что она решила создать на базе учебного заведения собственный коллектив.

Удивительно, но в это же время в местный музыкальный магазин поступило два клавесина – большая редкость для маленьких городов. С покупкой помогли спонсоры. Надежда Михайловна начала прослушивания, желающих было много. Но из-за большой педагогической нагрузки не могли подстроиться под график репетиций. Между тем, я устроилась в школу преподавателем по классу скрипки. Надежда Михайловна предложила попробовать свои силы и мне. Сама она играла на клавесине, я – на скрипке.

Помимо нас в первый состав вошли Галина Ментова (виолончель), Юрий Мучулаев (гитара), Виктория Моина (блок-флейта). С годами состав ансамбля менялся. Переехала в другой город наша «виолончель» – большая, надо сказать, потеря. Покинула Ухту и сама Надежда Михайловна, передав мне руководство. Теперь «Интремеццо» – это Екатерина Лиманская (скрипка), Александр Лиманский (блок-флейта, скрипка, альт), Сергей Макаров (гитара, заменяющая лютню) и Анжелика Мелехина (клавесин, фортепиано).

– Виолончель – такая невосполнимая потеря?

– Виолончели тогда лишился не только «Интермеццо», но и город: в школе прекратилось обучение на этом музыкальном инструменте. Галина Ментова была единственным педагогом.

– Откуда такое название?

– Мы долго искали что-то созвучное тому, чем мы занимаемся. Читали словари. В одном из них я увидела это слово, обозначающее маленькое произведение, исполняемое в театре в антрактах. Как раз с таких мы и начинали.

– А теперь?

– Теперь в нашем репертуаре не менее 200 произведений разных стилей. Сначала это была музыка 16 века, потом стали включать музыку барокко, отличительной чертой которой является украшение мелодической линии мелизмами (трели, форшлаги): Вивальди, Гайдн, Гендель… Одни из любимых произведений у нас в стиле рококо: Куперен, Рамо…

Хорошо, благодаря интернету, теперь нет проблем с нотами, а раньше Надежда Михайловна ездила в Ленинград, ходила по библиотекам и переснимала их на фотоаппарат. Одно оста- ётся неизменным – мы, как и прежде, адаптируем их под инструментальный состав нашего ансамбля: всё, что есть в готовом виде, предназначено для оркестра или для фортепиано.

– Самые необычные площадки, на которых приходилось выступать «Интермеццо»?

– Железнодорожный вокзал (живой концерт состоялся в 2016 году в рамках соглашения между железнодорожным вокзалом и Управлением культуры Ухты культурном сотрудничестве – прим. ред.) и в музее-усадьбе «Остафьево», где мы были вместе с нашим известным пушкинистом Людмилой Дудиной, участвовали в мероприятии, посвящённом дню рождения поэта.

Также в рамках «Пушкинианы» с Людмилой Николаевной ездили в тур по Прибалтике, выступили в 5 городах, гастролируем по некоторым городам Коми.

Очень гостеприимной оказалась Воркута. Нам устроили экскурсию по городу, организовали спуск в шахту, правда учебную, при горно-экономическом колледже, но выглядит там всё весьма реалистично.

– Дома, как правило, звучит классическая музыка?

– Можем послушать и эстрадных исполнителей. Но больше, конечно, классики. Порой думаю, что я не в то время родилась, уж слишком обожаю ту эпоху. Не пропускаю исторические фильмы, особенно русского производства. Кстати, из телеканалов любителям старины могу посоветовать «Mezzo» – много познавательных программ и хорошей музыки.

– С мужем, наверное, в ансамбле познакомились?

– Мы вместе учились. Стоит отметить, что все участники «Интермеццо» имеют высшее музыкальное образование.

– Почему Вы выбрали скрипку и вообще пошли обучаться музыке?

– Возможно, сработали гены: папа играл на аккордеоне. А со скрипкой меня познакомила моя тётя, в первый раз я услышала скрипку и влюбилась в этот инструмент. Сама подошла к родителям и попросила отвезти меня в музыкальную школу.

– У «Интермеццо» есть альбомы?

 – Нет, поскольку для этого необходимо специальное оборудование. Просто записываем на видео свои концертные выступления. Но эти записи не уходят дальше наших архивов. Лишь однажды мы выложили видеоролик с исполнением одного из произведений в «Ютуб».

– Неужели не хотелось бы?

– Нам бы хотелось новый клавесин и хорошую гитару. Всё, что есть у нас хоть и в рабочем состоянии, но порядком устаревшее. Имея хорошие инструменты, можно помечтать и об остальном.

– Какого возраста ваши слушатели?

– В основном, старшее поколение. Если говорить о молодёжи, она выросла на эстраде. Классику, тем более старинную, нужно уметь слушать. Исходя из того, что на юбилейном концерте, который состоялся 14 апреля в нашей музыкальной школе, на удивление было много молодых людей с детьми, можно сделать вывод, что она входит в моду, а может, в такой музыке у людей возникает душевная потребность.

– Сейчас в моде давать уличные концерты...

– Бывая на подобных в Санкт-Петербурге, беру на заметку что-то полезное у других ансамблей. Что касается нас, мы пока к уличным выступлениям не пришли. Да и времени нет, честно говоря, с трудом находим его для репетиций.

– И на хобби не остаётся?

– Почти. Очень люблю вязать. «Обвязываю » при рождении детей и внуков коллег. Нравится печь, правда, тоже делаю это редко: «Медовик» на Новый год, куличи на Пасху.

– В Вашем кабинете много изделий в виде музыкальных инструментов...

– Это ещё одно моё увлечение. Не сосчитать, сколько у меня подвесок, брошей в виде скрипок, фигурок ангелов с музыкальными инструментами…

Олеся Колесник,  kolesnik@nepsite.ru

Фото: Олеси Колесник и из архива Екатерины Лиманской

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами